Главная > Видеотехника > Сервисный ремонт в Японии

Сервисный ремонт в Японии


Публикация от: 4-04-2010, 17:35
Сервисный ремонт в Японииечаянно негаданно, попал в группу сервисных представителей, приглашенных в поездку по Японии. Руки в ноги, сувениры в авоську - и поехал. Информация о Японии ограничена школьным курсом, телевизором и редкими рассказами счастливых очевидцев. Школьный курс (доперестроечный) рассказывал о безумных пробках, загрязнении окружающей среды, непомерной эксплуатации рабочего класса и его борьбе против империализма под руководством коммунистической партии. По телевизору - сплошные роботы, поговорить не с кем. А очевидцы делились одним только потрясением - ботинки чистить не надо (грязи и луж нет). Короче - девять с лишним часов в самолете и мы на месте. Первое впечатление - огромные просторы. Триста пассажиров лайнера А310 растворились в аэропорту Нарита, как маленький кристаллик соли в большой кастрюле супа.

Сервисный ремонт в ЯпонииВторое потрясение - чистейший, просто питьевой воздух (особенно, учитывая его влажность в период дождей). Первый миф - долой. Огромный двухпалубный автобус минут тридцать искал пробки по дороге к Токио, но так и не нашел. Второго мифа - как не бывало. Но попробуем вернуться к электронной тематике. В каждой второй машине - навигационная система. Во многих стоят радиосистемы для автоматической оплаты проезда. При въезде на платную дорогу - просто проезжаешь через специальные ворота - и все. Восторги в сторону. Первая "специализированная" поездка - токийская "Горбушка" - район Акахибара. Вторая такая же - в Осаке. Разницы между ними никакой. Торгуют всем, от отвертки до унитазной крышки с электронным управлением. Кстати, интересная штука, очень модная - делает все сама - моет, сушит и сказку рассказывает.

Сервисный ремонт в ЯпонииКак работает, мы понять не смогли, потому, что включается она, только если ты на ней сидишь. Любые попытки сымитировать попную посадку другими подручными средствами обречены на неудачу. Стоит от 600 до 800 $. Мобилки местные (стандарта W-CDMA) продаются как у нас сигареты. То есть везде и без ограничений. Следующим пунктом программы стала шоу-рум Panasonic. Поскольку комплектовалась она в начале 2000 года, ничего новенького увидеть не удалось. Однако в центре экспозиции стоит smart home by Panasonic. То есть умный дом в понимании Panasonic. Кое-что новенькое мы там увидели. Во-первых, это уже начавшееся цифровое вещание, с зачатками интерактивности, а во-вторых - электронный доктор. Меряет давление, пульс и т.д. берет анализы и по сети гонит доктору. А доктор уже решает - игнорировать вас на сегодня или высылать скорую помощь. Правда, доктора, наверное, нет - тоже сервером заменили.

Сервисный ремонт в ЯпонииНаглядевшись на все это великолепие, мы, заинтригованные, поехали смотреть, как же все это делают. На самолете - на другой остров, часок на автобусе среди красивейших гор и рисовых полей. И вот - стоит (посреди рисовых полей) несколько двухэтажных зданий барачного типа (по японским меркам). Никакой показухи. Чистенькое, но бедненькое заводоуправление. А вот и сам завод (в соседнем бараке). Уже на лестнице - графики и результаты капсоревнования, лозунги и призывы к ударному труду. Вот и конвейер. Сказать, что мы были в шоке - ничего не сказать. Несколько девочек (без скафандров) вручную набивают платы. Потом дядька-надзиратель, запускает эту плату в пайку волной. А затем - главный этап. С помощью микроскопов, паяльников и девочек плата доводится до рабочего состояния.

Сервисный ремонт в ЯпонииВсе работают в белых перчатках. Но это нас не удивило, так как в Японии ВСЕ в них работают, особенно на "грязных" работах. Мобильники все же делают чуть по-другому. Плата набивается автоматически. Ручной труд применяется на этапе сборки в корпус и диагностики. Ну и, конечно, при допайке изделия, если оно не прошло контроль. Ну а если задуматься? То шок постепенно проходит. А что, собственно, мы ожидали увидеть? Предприятие работает, и достаточно эффективно. Кроме того, японские заводы, кроме прямого назначения (выпускать продукцию), выполняют вторую (а может первую?) функцию - снижать уровень безработицы. Соотношение уровня заработной платы в Японии и Малайзии (не говоря о Китае) такое, что сравнению плохо поддается (в десятки раз).

Сервисный ремонт в ЯпонииОчень ревностно японцы относятся ко всякого рода справкам и сертификатам. Все стены завода увешаны всеразличными бумажками с печатями. Даже приятно было разыскать среди них сертификат соответствия Госкомсвязи. Не дав нам опомниться, нас повезли в сервисный центр. Не просто - а в главный, центральный сервисный центр Panasonic/National всего острова Кюсю. Снаружи он сразу произвел лучшее впечатление, чем завод. По размерам, количеству сотрудников и внешнему виду неизмеримо "круче". Еще бы - его же видит Потребитель! Хотя нет, потребитель этого не видит. Этот сервис занимается ремонтом того, что собрали приемные пункты, и предторгом. Кроме того, снабжает запчастями многочисленные филиалы.

Сервисный ремонт в ЯпонииНаше путешествие началось с "приемки". Это десяток девочек с телефонами и компьютерами, собирающих претензии, дающих рекомендации и направляющих по "адресу". Затем - отдел корпоративных клиентов. Сюда поступает информация о крупных контрактах на закупку оборудования. Их задача отследить, чтобы все было OK с монтажом, наладкой и дальнейшим сопровождением техники. И вот - непосредственно сервисный центр. В нашем понимании, он гораздо больше похож на завод, чем собственно завод. Три этажа, объединенные единым конвейером. На первом - святая святых - склад запчастей. Десяток сотрудников обслуживает заявки как из регионов, так и спущенные с верхних этажей. Наверх детали уходят по конвейеру, а в регионы - по старинке (в ящиках, на автомобилях).

Сервисный ремонт в ЯпонииВторой этаж начинается с библиотеки сервисной документации (опять десяток сотрудников). Это помещение вызвало черную зависть гостей. Дальше инженеры. Их задача - статистика отказов, выработка рекомендаций по ремонту и надзор. И вот, собственно, ремонт техники. Длинные ряды хорошо оборудованных столов. За ними уже знакомые нам девочки. Вызывает некоторое сомнение их умение пользоваться всем оборудованием, находящимся на столах. За их спинами прогуливаются надсмотрщики. Их умение пользоваться приборами сомнений не вызывает, однако они ими не пользуются за ненадобностью.

Сервисный ремонт в ЯпонииНа столах весь диапазон ремонтируемой техники : от рисоварки и пылесоса до видеокамеры и MD-плеера. Скажу честно, за несколькими столами сидели сами инженеры и работали руками! Один ковырял ноутбук, другой видеокамеру. Они не производили впечатления случайного попадания за монтажный стол. Типичный рабочий бардак. Сфотографируйте любое рабочее место в своем сервисе в России - не отличишь.

Сервисный ремонт в ЯпонииА вот и ремонт телевизоров - это в любом ракурсе как у нас. Всклокоченные мастера с головой ушедшие внутрь полуразобранных аппаратов. Хотя нет - два удобных отличия было обнаружено. Первое -пылесосная камера. Это комната с вытяжкой и пистолетом со сжатым воздухом. Быстро, удобно и гигиенично. Второе - мало актуальное у нас и остро необходимое в Японии. Электротельфер с пневмозахватом, для переноски телевизоров. Даже двадцатидюймовый телевизор вызывает у среднестатистического японца проблемы по части переноски и установки на стол.

Сервисный ремонт в ЯпонииВот, собственно и все. Дальше, отремонтированная техника, посредством конвейера, поступает на склад и упаковку. Упаковке уделено много внимания: коробочки, фирменные пакетики. Какой вывод? В общем, успокаивающий. Да, конечно, уклон в сторону конвейерного, модульного ремонта наблюдается. Однако если даже в Японии сервисные инженеры пока еще работают руками и головой, значит это еще нужно… Несколько слов относительно экономической стороны сервисного обслуживания. При взгляде на прейскуранты у всех нас появилось непреодолимое желание приковать себя цепями к столам ремонтников и остаться там навсегда. Замена кинескопа - около 250 $, ремонт пульта - около 25 $. Все остальное посередине. Несмотря на такие расценки, сервисный центр является планово-убыточным предприятием, находящимся на дотации производителя. А мы, вспомнив про цены в этой благодатной стране, решили не оставаться, а вернуться таки домой, где и пребываем в настоящее время. Наверное, главным результатом этой поездки стало наше избавление от комплекса неполноценности. То, что наши инженеры лучше - это-то мы знали. А теперь знаем, что все остальное у нас тоже на уровне. С таким осознанием и работать легче, и дотаций требовать проще.

Александр Иванов.

Журнал "Ремонт электронной техники" N6/2001


Вернуться назад