Главная > Звуковая техника > Автомобильные магнитолы (Продолжение)

Автомобильные магнитолы (Продолжение)


Публикация от: 11-04-2010, 10:24
Тракт звуковой частоты

Тракт ЗЧ автомагнитолы - это именно то, что нередко определяет ее класс в оценке потребителя. Различия в структуре и параметрах радиоприемных трактов и дек мало кому понятны, тем более, что в моделях одного семейства они практически отсутствуют. Сервисные функции также, в основном, стандартны. Главное же, что отличает магнитолы, это - построение тракта ЗЧ.

Поскольку в магнитоле как минимум два источника сигнала (тюнер и магнитофонная дека), то тракт ЗЧ начинается с коммутатора сигналов. В самых дешевых аппаратах он в явном виде отсутствует - выходы обоих источников сигнала объединяются на резистивном смесителе или на регуляторе громкости, а активизация одного из них осуществляется только включением его питания. Так как выходные каскады источников сигнала с отключенным питанием обладают достаточно высоким выходным сопротивлением, их взаимное влияние исключено. Однако это возможно лишь при невысоких уровнях сигнала - несколько десятков милливольт, в противном случае резко возрастут нелинейные искажения тракта. В более совершенных трактах используют диодные коммутаторы. В качестве примера рассмотрим схему, примененную в магнитолах "Pioneer" серий KEH23xx, KE28xx (рис. 9).

Автомобильные магнитолы (Продолжение)


Сигнал от радиоприемного тракта с уровнем порядка 100 мВ нормируется с помощью делителей R1VD1R3, R2VD2R4 и поступает на вход усилителя, выполненного на транзисторе VT1 по схеме с общим эмиттером (на схеме показан только один канал усилителя). Диодные ключи VD1, VD2 открываются постоянной составляющей сигнала (разделительные конденсаторы на выходе радиоприемного тракта отсутствуют). Цепочки R1C1, R2C2 одновременно осуществляют коррекцию сигнала и дополнительную фильтрацию остатков пилот-тона.

Сигнал от УВ с уровнем около 50 мВ проходит на вход усилителя на VT1 через диодные ключи VD3, VD4. Открывающее напряжение на них поступает через резисторы R5, R6 с цепи R7C3 при включении ЛПМ. На выходе УВ имеются разделительные конденсаторы С4 и С5. Сигнал с уровнем около 200 мВ с выхода усилителя приходит на пассивный двухполосный регулятор тембра по схеме Баксандала. Затем, в зависимости от уровня сложности магнитолы, сигнал через регуляторы громкости и баланса приходит на вход УМЗЧ либо непосредственно, либо через линейный усилитель с усилением 20 дБ, выполненный на сдвоенном ОУ (монтируется на дополнительной плате). Последнее обстоятельство вызвано тем, что в магнитолах "младших" серий применяются микросхемы УМЗЧ чувствительностью 50 мВ, а в "старших" - 500 мВ, имеющие более высокие параметры.

Во избежание искажений напряжение сигнала в диодных коммутаторах не должно превышать 100 мВ. В более совершенных трактах коммутация сигнала выполняется ключами на полевых транзисторах. Часто для этой цели используют цифровые микросхемы CD4052 (аналог К56 1КП1). Допустимый уровень сигнала в этом случае увеличивается до 1 В. Подобное решение применялось в магнитолах "Supra", "Philips" и др. Для подключения внешних источников сигнала (например, CD-плейера) в недорогих моделях магнитол установлен наружный аудиоразъем для штекера на 3,5 мм (с размыкаемыми контактами), в более сложных коммутация сигнала с внешнего входа выполняется электронными коммутаторами.

Регуляторы громкости и тембра используют как традиционные, с переменными резисторами, так и электронные. Последние в настоящее время практически вытесняют переменные резисторы, поскольку при массовом производстве себестоимость электронных регуляторов существенно ниже.

Двухполосные регуляторы, как правило, выполняют пассивными, при этом величина подъема АЧХ ограничена 6...8 дБ во избежание перегрузки УМЗЧ. Регуляторы громкости обычно обеспечивают простую тонкомпенсацию (переменный резистор с одним отводом), но величина коррекции при малой громкости выбирается несколько больше, чем в "домашней" аппаратуре. Следует заметить, что диапазон регулирования громкости для автомобильной аппаратуры, с учетом шума в салоне без принятия мер по звукоизоляции, составляет не более 35...40 дБ, поэтому начальный участок регулятора громкости остается невостребованным.

В качестве примера пассивного узла регулировок приведем схему, примененную в магнитоле "Philips-410" (рис. 10). Она достаточно проста и не требует дополнительных пояснений.

Автомобильные магнитолы (Продолжение)


В тракте ЗЧ некоторых магнитол вместо регуляторов тембра используют трех- или пятиполосный графический эквалайзер. Такие конструкции нельзя считать удачными, так как для коррекции акустических дефектов, присущих салонам автомобилей, их возможности явно недостаточны, надежность же малогабаритных движковых регуляторов оставляет желать лучшего.

Несравнимо большими возможностями обладают электронные эквалайзеры. Они выполнены на основе микросхем с управлением по шине I2C (например, TEA6360 производства Philips). Узел коммутации источников сигнала и регулировок с такими эквалайзерами теперь также собирают на микросхемах с управлением по шине I2C (TDA7312 производства SGS-Thomson, TDA8425, TEA6320, TEA6321, TEA6330 производства Philips и других аналогичных микросхем).

Помимо регуляторов громкости и тембра в УЗЧ магнитол предусмотрены другие функции и регулировки. Практически все современные модели магнитол имеют четырехканальный звуковой тракт - два передних (фронтальных) стереоканала и два задних (тыловых). Это не квадрафоническая система, как думают некоторые пользователи, и сигналы передних и задних каналов ничем, кроме уровня, не отличаются.

Поскольку встроенные в магнитолы усилители не в состоянии обеспечить высокую мощность, в большинстве современных моделей предусмотрены линейные выходы для подключения внешних УМЗЧ. В простых моделях имеется только одна пара линейных выходов (обычно они обозначены как тыловые), а в более сложных - две пары (фронтальные и тыловые). В магнитолах высокого класса также есть отдельный линейный выход для низкочастотного (сабвуферного) канала, уровень сигнала на котором не зависит от распределения уровней между фронтальными и тыловыми каналами. Уровень суммарного (монофонического) сигнала на этом выходе регулируется независимо. В некоторых моделях при этом возможно изменение частоты среза ФНЧ.

Все линейные выходы снабжены буферными каскадами, как правило, на ОУ. При уровне сигнала на линейном выходе около 0,5 В они включены повторителями, а для более высокого уровня сигнала - усилителями. В связи с ужесточением требований к уровню помех в аудиосистеме (главным образом, из-за наводок от бортовой сети автомобиля), в последнее время наметилась тенденция к увеличению уровня сигнала на линейных выходах до 4 и даже 8 В, а в самых совершенных системах введены дифференциальные выходы. Повышение уровня сигнала до таких значений требует применения повышенного напряжения питания для буферных каскадов, поэтому в подобных системах предусмотрен встроенный преобразователь напряжения.

Для регулировки распределения сигнала между передними и задними каналами используют специальный регулятор - фейдер (Fader). Его характеристика регулирования такова (рис. 11), что при перемещении регулятора из крайнего положения к среднему уровень сигнала введенного канала снижается незначительно, а выведенного - наоборот, быстро растет. После прохождения среднего положения картина меняется на обратную.

Автомобильные магнитолы (Продолжение)


В магнитолах, выполняющих функцию основного блока аудиосистемы, размещен усилитель мощности. Некоторые аппараты высокого класса предназначены для использования с внешним усилителем мощности и встроенного УМЗЧ не имеют. Если в первых моделях магнитол УМЗЧ выполнялся на дискретных элементах, то уже с середины 70-х годов широко применяют микросхемы - сначала гибридные, а затем и интегральные. В настоящее время усилители мощности выполняют исключительно на ИМС. Практически все УМЗЧ (кроме моделей с выходной мощностью до 4...5 Вт) сейчас выполняют по мостовой схеме.

Практически все современные аппараты со встроенными усилителями, кроме самых дешевых, могут работать на две акустические системы - переднюю (фронтальную) и заднюю (тыловую). У встроенных усилителей два или четыре канала, причем в последнем случае их мощность может быть различной. Акустические системы первых автомагнитол "простоты ради" монтировали на задней полке салона, поэтому четырехканальные аппараты "по инерции" имели мощный усилитель (2 х 20...25 Вт) для тыловых каналов и маломощны й (2 х 5...7 Вт) для фронтальных. В настоящее время каналы по мощности равноценны, хотя еще попадаются модели, выполненные "по старинке" (например, несколько последних моделей производства корпорации LG Electronics).

В двухканальных усилителях распределение сигнала между передними и задними громкоговорителями производят на выходе усилителя, что приводит к потерям мощности на механическом регуляторе (мощном переменном резисторе или переключателе). Подобное решение имеет смысл только при использовании мостового усилителя мощности - в противном случае мощность усилителя будет слишком мала. Такая конструкция родилась на заре автомобильной аудиотехники и в современных моделях уже практически не встречается. В качестве примера рассмотрим регуляторы, примененные в магнитолах "Pioneer" серий KEH23xx, KE28xx, а также в аппаратах других производителей (на рис. 12 упрощенно показан один канал).

Автомобильные магнитолы (Продолжение)


Переменный резистор-переключатель устроен таким образом, что в среднем его положении движок замкнут с крайними выводами. При перемещении движка из среднего положения одна из секций вводится в цепь громкоговорителя. Сопротивление секции - около 180 Ом, что позволяет снизить уровень сигнала на нем практически до нуля. Усилитель магнитолы можно использовать в двух вариантах - в двухканальном (в этом случае выходная мощность достигает 25 Вт на канал) и в четырехканальном (11 Вт на канал). Собственно регулятор имеет достаточно массивную конструкцию с ребрами охлаждения.

В магнитолах с четырехканальным усилителем проблемы потери мощности нет, здесь регулировки производятся на входе усилителей мощности (как правило, электронным регулятором, реже - переменным резистором). Рассмотрим схему такого узла (рис. 13), примененную, например, в магнитолах "Sony 1253" и ей подобных.

Автомобильные магнитолы (Продолжение)


Собственно фейдер (R1 - R5) в данном случае представляет собой не что иное, как изобретенный еще в 50-е годы панорамный регулятор, распределяющий сигнал одного источника между двумя усилительными каналами. Такой усилитель также может использоваться как двух- или четырехканальный. При двухканальном включении входы усилителей замыкают между собой, усилитель становится мостовым с максимальной выходной мощностью 2х25 Вт. Фейдер при этом практически не влияет на коэффициент усиления. При четырехканальном включении каждый из каналов работает независимо, а оксидный конденсатор C1 образует "виртуальную землю". Выходная мощность магнитолы при этом - 4 х 12 Вт.

Подобное построение сейчас применяют только в самых дешевых моделях магнитол. В современных аппаратах каждый из четырех усилительных каналов выполнен по мостовой схеме, а фейдер входит в состав микросхемы-регулятора звукового тракта. При использовании современной магнитолы в двухканальной конфигурации два оставшихся канала просто оставляют неподключенными. Соединять между собой выходы каналов "в параллель" для увеличения мощности недопустимо!

В качестве усилителей мощности в автомагнитолах применяют ИМС TDA2003, TDA2004 (одноканальные), TDA1719, TDA1521 (двухканальные), TA8210, TA8221, TDA1554, TDA1556 (двухканальные мостовые). В последних моделях магнитол используются четырехканальные мостовые УМЗЧ, выполненные на микросхеме TDA7384.

Мостовые усилители используют в автомагнитолах неспроста. Максимальную выходную мощность можно реализовать в том случае, когда размах напряжения сигнала становится равным напряжению питания. На практике это невозможно, так как напряжение насыщения транзисторов не позволяет довести выходной сигнал до напряжения питания. Наиболее простой способ увеличить выходную мощность - снизить сопротивление нагрузки. Однако у этого способа есть недостатки:

* дополнительные потери в соединительных проводах между усилителем и нагрузкой;
* увеличение тока нагрузки приводит к снижению максимального выходного напряжения;
* увеличение тока нагрузки приводит к росту искажений;
* ухудшение демпфирования может привести к росту резонансного "горба" на АЧХ.


Одно время в магнитолах высокого класса использовались гибридные усилители мощности серии STK, предназначенные для работы с нагрузкой 2, 1 и даже 0,5 Ом. Их потенциальные возможности могли быть реализованы только при работе совместно со специальными низкоомными головками, поэтому распространения такие усилители не получили.

Более удобным оказалось включение двух усилителей по мостовой схеме (когда один из них инвертирует фазу). Громкоговоритель подключают к их выходам непосредственно без разделительных конденсаторов, что в известной мере способствует повышению качества звучания. Выходное напряжение на нагрузке оказывается вдвое больше, поэтому при одном и том же напряжении питания и нагрузке выходная мощность усилителя по мостовой схеме теоретически оказывается в 4 раза больше, чем у отдельно взятого канала (практически она несколько ниже, поскольку с ростом тока нагрузки снижается максимальное выходное напряжение). По такой схеме выполнены усилители мощности практически всех современных моделей, кроме самых дешевых.

Наряду с достоинством - большей выходной мощностью - мостовым усилителям свойственны и недостатки. Прежде всего, это - повышенный примерно в 1,2...1,7 раза по сравнению с исходными усилителями коэффициент гармоник и вдвое худший коэффициент демпфирования. Казалось бы, коэффициент гармоник изменяться не должен, но на практике увеличение происходит из-за различия характеристик реальных (даже выполненных на одном кристалле) усилителей. Ухудшение демпфирования объясняется тем, что выходные сопротивления усилителей складываются.

Кроме того, поскольку нагрузка подключается к выходам без разделительных конденсаторов, ее провода находятся относительно массы под постоянным напряжением, поэтому случайное замыкание нагрузки на массу может привести к выходу усилителя из строя. В современных интегральных УМЗЧ есть встроенные системы защиты от подобных неприятностей, но микросхемы старых серий были недостаточно надежны.

Но есть класс усилителей, буквально рожденный для автомобилей. Это УМЗЧ, в которых выходной каскад работает в режиме H (с изменяемым напряжением питания). Толчком для разработки таких усилителей послужило то, что реальный звуковой сигнал имеет импульсный характер и средняя мощность намного ниже максимальной. В основе устройства лежит обычный усилитель, включенный по мостовой схеме, а "изюминка" - в удвоении напряжения питания с помощью накопительного конденсатора большой емкости, который подзаряжается от основного источника питания. На пиках мощности этот конденсатор схемой управления подключается последовательно с основным источником. Напряжение питания выходного каскада усилителя на доли секунды удваивается, позволяя ему справиться с передачей пиков сигнала и почти вчетверо увеличить максимальную мощность.

Пример усилителя такого класса - УМЗЧ на микросхеме TDA1560Q, пригодной для этого режима работы. Она развивает выходную мощность 40 Вт на нагрузке 8 Ом при напряжении питания 14,4 В.

К сожалению, производители такой аппаратуры, сообщая об этом, умалчивают о существенном недостатке. Максимальная мощность усилителей в режиме H зависит от емкости накопительных конденсаторов и частоты сигнала. Чем меньше их емкость, тем меньше "прибавка" мощности на низких частотах, т. е. как раз там, где она особенно нужна.

Из приведенных на рис. 14 графиков хорошо видна зависимость максимальной выходной мощности от емкости накопительных конденсаторов. Совершенно очевидно, что упрятать батарею конденсаторов внушительной емкости (2х10000 мкФ для каждого из четырех каналов!) внутрь стандартного корпуса трудно, поэтому заявленная производителями магнитол мощность 4х40 Вт обеспечивается лишь на средних и высших частотах.

Автомобильные магнитолы (Продолжение)


Пример усилителя класса H - микросхема TDA1560Q, развивающая выходную мощность 40 Вт на нагрузке 8 Ом при напряжении питания 14,4 В. Типовая схема ее включения приведена на рис.15.

Автомобильные магнитолы (Продолжение)


Микросхема имеет функции управления режимами (включена, режим ожидания, режим приглушения звука, работа в режиме B, работа в режиме H). Из приведенных на рис.14 графиков хорошо видна зависимость максимальной мощности от емкости накопительных конденсаторов.

Органы управления и компановка

Компоновка узлов автомагнитолы определяется в первую очередь компоновкой ЛПМ и органов управления. Габариты магнитол ограничены шириной 178 мм и глубиной 150 мм. Высота стандартной магнитолы 50мм, но в последнее время все чаще встречаются аппараты высотой 76 мм и 102 мм. Именно на такой размер рассчитаны посадочные места во многих американских и японских автомобилях. В отечественных автомобилях, к сожалению, подобные аппараты установить непросто, хотя они имеют ряд достоинств. Увеличенные габариты корпуса позволяют снизить плотность монтажа и более рационально скомпоновать узлы, охлаждение УМЗЧ облегчено, а мощность можно заметно увеличить. На увеличенной передней панели легко размещаются все органы управления, число которых в современной магнитоле может быть больше двадцати. В последнее время в таких корпусах размещают и комбинированные аппараты (магнитола и CD-проигрыватель).

В магнитолах стандартных габаритов органы управления иногда выполняют несколько функций. Совмещенные (соосные) регуляторы громкости, тембра, баланса появились несколько десятилетий назад и давно уже стали классикой. Редко используемые механические органы управления могут выполняться скрытыми, чтобы не загромождать переднюю панель. Так, фирма Blaupunkt использует для регуляторов тембра потенциометры с выдвижной осью, ручки-кнопки которых в нерабочем состоянии находятся вровень с передней панелью.

С распространением электронных регуляторов в тракте ЗЧ, электронно-логического управления ЛПМ и новой элементной базы ряд компоновочных проблем отпал. Стало возможным регуляторы тракта ЗЧ разместить в непосредственной близости к УМЗЧ и сдвинуть ЛПМ к боковой стенке корпуса. Упрощенная компоновка съемной панели уменьшила ее габариты. Например, первые магнитолы со съемными передними панелями оснащались толкателями привода ЛПМ, что увеличивало толщину снятой панели до 30мм, современная же съемная панель имеет толщину не более 15мм. Съемные передние панели соединяются с управляющим микропроцессором многоконтактным разъемом, который является слабым звеном конструкции. Даже золочение контактов не всегда обеспечивает бесперебойную работу - зимой при прогреве салона они запотевают, что приводит к ложным срабатываниям. Поэтому некоторые производители используют для связи с микропроцессором оптический канал, а через разъем подводится только питающее напряжение (например, ряд моделей LG Electronics).

Органы управления современных магнитол выполнены на основе кнопок с малым ходом либо резиновых толкателей с графитовым покрытием. В зависимости от режимов работы одна и та же группа кнопок выполняет несколько функций. Так, кнопки фиксированных настроек могут управлять сменой дисков в чейнджере, режимами работы ЛПМ. Регулятор громкости через меню позволяет проводить другие звуковые регулировки - тембр НЧ и ВЧ, баланс уровня по фронту и тылу (фейдер), настройки звукового процессора и др. Выход из меню звуковых регулировок - автоматический, через несколько секунд. Система меню широко используется для вызова редко используемых функций (установка часов, уровня начальной громкости при включении магнитолы, глубины тонкомпенсации, цвета подсветки дисплея, выбора сетки частот радиоприемника).

Большинство производителей использует в качестве органов управления кнопки или клавиши разных размеров и формы, сгруппированные по функциональному назначению, но существуют и другие виды регуляторов. Так, фирма Sony использует для основных регулировок вращающееся колесико-энкодер, дополненное в последних моделях соосным рычажком переключения настроек приемника или дорожек CD-чейнджера. В магнитолах Clarion для той же цели используется миниатюрный джойстик в виде качающейся пирамидки или полусферы. Для дистанционного управления можно использовать также выносной джойстик, монтируемый на руле, или инфракрасный пульт дистанционного управления.

Классификация магнитол

В поле зрения любого желающего приобрести новую аппаратуру могут оказаться автомагнитолы различного уровня сложности, поэтому имеет смысл еще раз классифицировать их, чтобы облегчить выбор при покупке и оценить возможности их самостоятельного ремонта и модернизации. Классификация современных магнитол проведена по функциональной насыщенности и техническим характеристикам, при этом аппараты одной группы могут значительно отличаться по цене. Приводимое деление весьма условно, поскольку некоторые признаки могут встречаться и в других группах.

Семейство магнитол одного производителя образуется на основе базовой платы, при этом в упрощенных моделях часть компонентов отсутствует. Радиолюбителю средней квалификации даже при отсутствии принципиальной схемы несложно найти точки подключения и ввести необходимые функции. Монтаж современных магнитол достаточно плотный, широко используются элементы поверхностного монтажа, но представляющие интерес узлы обычно либо смонтированы на субплатах, либо соединяются с остальной схемой проволочными перемычками, поэтому трудностей при ремонте и модернизации обычно не возникает. Практически при эксплуатации всех моделей выходят из строя только УМЗЧ (при неправильном подключении питания и нагрузки) и электродвигатель (износ подшипников, коллектора, щеток). До износа потенциометров и узла тонвала автомагнитолы доживают редко. Основное техобслуживание - периодическая очистка головок, тонвала и прижимного ролика. Современные ЛПМ выполнены с использованием полимерных пар трения и не требуют смазки в течение всего срока службы.

Первая группа - простейшие автомагнитолы. В настоящее время представлена отечественными моделями и дешевыми аппаратами азиатского производства. Приемник таких магнитол имеет аналоговую настройку, шкала может быть аналоговой, цифроаналоговой или цифровой. ЛПМ имеет механическое управление и рассчитан обычно только на воспроизведение и перемотку вперед, реже - имеет автореверс и перемотки в обе стороны. Переключение режимов работы приемника производится механическими переключателями с фиксацией, как правило кнопочными.

Регулировки в канале ЗЧ производятся потенциометрами, сам тракт двухканальный, выходная мощность УМЗЧ незначительна (3-5 Вт). Регулировка тембра, как правило, производится только по ВЧ "на завал". В некоторых моделях встречается 3-5 полосный эквалайзер или тон-регистры (classic, rock, pop и т.д.). Выпускаются эти модели как в несъемном, так и в полностью съемном исполнении. Технические характеристики находятся на нижнем пределе требований к нормальному звуковоспроизведению, эксплуатационные удобства практически отсутствуют. Улучшить характеристики тюнера без кардинальной переделки невозможно, без существенных затрат модернизации можно подвергнуть только тракт воспроизведения и УЗЧ. Если автолюбитель предпочитает магнитофонные записи радиопередачам, такой выбор оправдывает экономию средств при покупке.

Вторую группу составляют магнитолы начального уровня. Приемник имеет уже цифровую настройку и память фиксированных настроек. В большинстве моделей ЛПМ имеет механическое управление и обычно оснащен автореверсом, гораздо реже ЛПМ обеспечивает только воспроизведение и перемотку вперед. Регулировки в тракте ЗЧ, как правило, производятся потенциометрами, но встречается и комбинированное управление (электронная регулировка громкости, остальные регулировки - обычные). УМЗЧ, как правило, рассчитан на работу в двухканальном мостовом и четырехканальном вариантах, выходная мощность составляет 2х(20...25) и 4х(5...7) вт соответственно. Выпускаются как в несъемном, так и в полностью съемном исполнении.

Технические характеристики как магнитофонной части, так и радиоприемного тракта достаточно высоки, но из эксплуатационных удобств есть только автоматическая настройка и память фиксированных настроек. Работа с разными типами ленты обычно не предусмотрена, системы шумоподавления отсутствуют. Во многих моделях на передней панели есть линейный вход (на базе автоматического гнезда 3,5мм), предназначенный для подключения переносного CD-плеера. Линейные выходы, как правило, не предусмотрены. Несложные доработки, доступные даже начинающему радиолюбителю, позволяют значительно улучшить эксплуатационные характеристики магнитол этого класса и приблизить их по своим возможностям к аппаратам следующей группы. Типичные представители этого класса - Sony XR-1253, Sony XR-1853, LG TCC-672X.

Третья группа, самая многочисленная, представлена магнитолами среднего класса. В них используется исключительно ЛПМ с автореверсом, в подавляющем большинстве моделей он имеет электронно-логическое управление. Магнитолы этой группы выпускаются обычно в варианте со съемной передней панелью, несъемный вариант встречается достаточно редко. Все регулировки в тракте ЗЧ электронные, УМЗЧ - четырехканальный мостовой с выходной мощностью 4х(20...35 вт). Остальные технические характеристики такие же, как и в моделях начального уровня, но значительно расширены эксплуатационные удобства (приглушение звука, включение радиоприемника во время перемотки ленты, автопоиск по паузам, часы, переключение цвета подсветки дисплея, анализатор спектра, RDS и т.д.). Широко испо льзуются ручные и автоматические переключатели типа ленты, практически во всех моделях имеется система шумопонижения Dolby-B, а иногда и Dolby-C. Во многих моделях есть вход на передней панели. Как правило, в наличии одна или две пары линейных выходов (фронтальные и тыловые) для дальнейшего наращивания системы. Такая магнитола без доработок способна удовлетворить достаточно взыскательного меломана. Типичные представители - Sony XR-C850RDS, Sony XR653SP, Philips RC429 RDS.

Четвертую группу составляют магнитолы - управляющие центры. По своим техническим характеристикам и функциональным возможностям они практически не отличаются от магнитол третьей группы (может быть повышена до 40..45 вт на канал выходная мощность), но могут управлять CD или MD -чейнджером совместимого семейства. Линейный вход у таких магнитол расположен на задней панели и активизируется только при наличии в системе чейнджера, ряд моделей имеет дополнительный линейный выход низкочастотного канала (сабвуфера). Протоколы обмена данными с головным устройством и соединители у разных производителей несовместимы, но в некоторых случаях проблему удается обойти при помощи устройства сопряжения. Приобретать такую магнитолу имеет смысл только в том случае, если в дальнейшем предполагается покупка чейнджера той же фирмы. Помимо чейнждера возможно также управление и другими компонентами того же производителя (например, внешним звуковым процессором). Во многих моделях этой группы есть встроенный звуковой процессор, позволяющий компенсировать разность времени распространения сигнала от динамиков и имитировать акустические характеристики определенных помещений. Типичные представители - Pioneer KEH-P7600R, Kenwood KRC-758RE, Clarion ARX7470.

В пятую группу, очень немногочисленную, входят магнитолы без УМЗЧ. Технические характеристики их в целом аналогичны четвертой группе, но функциональная насыщенность еще выше (системы CD-text, оглавление пользователя при управлении чейнджером и т.д.). Магнитола этой группы уже становится ядром продвинутой аудиосистемы с чейнджером, звуковым процессором, несколькими усилителями. Выпуск их, однако, почти прекращен, поскольку в роли ядра автомобильной аудиосистемы высокого уровня должен выступать цифровой источник сигнала.

С распространением цифровых источников и устройств обработки сигнала появилась возможность устанавливать компоненты в любом удобном месте автомобиля. Такая компоновка позволяет разместить основной источник сигнала - CD-чейнджер в багажнике рядом с усилителем и избежать проблем, связанных с длинными сигнальными проводами.

Фирма Alpine выпускает системный контроллер CRA-1656, в котором осуществляется коммутация источников сигнала и все звуковые регулировки, на приборной доске в этом случае остается только пульт управления системой. Радиоприемник или магнитола в этом случае становится дополнительным источником сигнала и подключаются к входам высокого уровня.

Но компакт-кассета как звуковой носитель за рубежом уже отмирает, сдавая свои позиции компакт- и минидискам. В нашей же стране она сохранит свою популярность еще лет пять-десять. Выпуск автомагнитол постепенно сокращается, а гонка за техническими характеристиками магнитофонной секции прекратилась уже давно. Поэтому появление автомобильной аппаратуры с CD и MD проигрывателями - закономерность. Помимо уже упоминавшихся чейнджеров, имеющих достаточно внушительные габариты, появились встраиваемые в панель аппараты с CD-проигрывателем в габаритах стандартной магнитолы. Кроме однодисковых моделей, выпускаемых многими производителями, фирма Alpine выпускает трехдисковый CD-ресивер с кассетной загрузкой 3DE-7886R, фирма JVC - трехдисковый же KD-GT5R а Nakamich i - шестидисковый со щелевой загрузкой MB-100. Фирма JVC недавно выпустила комбинированный аппарат KD-MX3000R, который работает и с CD, и с MD (считывающий механизм автоматически распознает тип носителя).

У компакт-диска, при всех его достоинствах, только один недостаток - невозможность самостоятельно составлять фонограммы. Записываемые и перезаписываемые диски, как правило, не воспринимаются автомобильной аппаратурой. Поэтому прекрасная альтернатива и магнитофону, и компакт-диску - минидиск, разработанный фирмой Sony. Качество его звучания незначительно уступает компакт-диску, но зато его габариты значительно меньше, а гарантированное число перезаписей - до миллиона. Автомобильная аппаратура под минидиск выпускается, помимо Sony, и другими производителями.
Вернуться назад