Главная > Для телемастера > Кинескопы и их проблемы
Кинескопы и их проблемыПубликация от: 20-04-2010, 02:19 |
В этой статье отписывается о проблемах кинескопов и способах их восстановления. Первый способ устранения замыкания. Применим ТОЛЬКО к ламповым ТВ, цветным и ч/б, у которых лампы в развёртке, которых у нас в регионе еще очень много. Итак, если диагностировано КЗ, без разницы между какими электродами, делаем так. Отсоединяем плату кинескопа от БЦ (либо отпаиваем катод от платы УПЧИ), снимаем присоску с анода, берем её чем-нибудь хорошо изолированным (не дай бог уронить!) и включаем ТВ. После прогрева развёртки (присоска начинает шипеть) подносим присоску к плате кинескопа и начинаем веселиться. На расстоянии 2...3 см, между ПК и присоской начинают лететь искры — не надо пугаться! Водим присоской ОКОЛО платы, добиваясь попадания искры на все электроды. На кинескопе при этом обязательно должен быть накал и земля на самой плате. Выключаем ТВ, подключаем ПК и убеждаемся, что все в норме. Это не шутка, способ предложен мастером (по-моему, Александр Лопаткин его зовут, работал в Петергофе) из Санкт-Петербурга. Метод много раз опробован — никогда ничего плохого не случалось с остальными элементами схемы, а КЗ вышибает на раз. Кинескопы после такой операции тоже живут благополучно. Второй способ устранения замыкания. Если подсел кинескоп (особенно на советских ТВ), а на новый у хозяев денег нет, не делайте поднакал. Во многих случаях достаточно добавить напряжения с МП. ЗУСЦТ и подобные нормально держат 145...150 В, кинескоп после этого служит еще 1,5...2 года. Третий способ устранения замыкания. Много предлагалось в литературе способов защиты кинескопов, основанных на задержке подачи высокого напряжения. Если у ТВ один источник питания, который при переходе в дежурный режим, не меняет слишком выходные напряжения, рекомендую просто накал кинескопа завести с блока питания через шестивольтовую КРЕН, прикрутив ее для теплоотвода к подходящей железяке в ТВ. На выход КРЕН — обязательно стабилитрон КС168 для защиты кинескопа в случае пробоя микросхемы. Чуть усложняется процедура включения — сначала включаем ТВ в дежурный режим, ждем 1...2 минуты, затем включаем ТВ. Выключение — в обратной последовательности. Прелесть способа еще в том, что изображение появляется сразу, без мутного прогрева. Есть одно НО — гонять сутками включенный накал не рекомендуется — кинескопу побоку, а вот магниты на горловине могут через 1...2 года начать терять свои свойства. Важное дополнение. Был случай замыкания в SHARP 21" красного катода с накалом, с тем же классическим проявлением. Однако, при установке своей обмотки накала, телевизор стал уходить в защиту вообще сразу же. Так же он вел себя с отключенными выводами накала кинескопа. При рассмотрении схемы накала оказалось: один вывод заземлён, второй идёт к обмотке ТДКС. Оттуда же отходит малозаметный полупроводник и уходит в глубины схемы (контроль напряжения?). Получилось два варианта: 1) своя обмотка на накал и резистор 10 Ом 5 Вт к обмотке ТДКС в качестве нагрузки для обмана. Опробовано (кратковременно) — работает: 2) разделительный трансформатор. Намотан на том, что было под рукой — сердечник ТВС переносного ТВ. Намотан проводом в ПХВ изоляции, обм. I -10...20 витков, II — соотв. 11...21 виток. Некритично, витки обмотки II подобрать по равенству напряжений на обмотках при подключенном кинескопе с измерением вольтметром в обоих направлениях. Обмотки мотать только друг на друга! Собранный сердечник закреплен на плате кинескопа. Замечание. При изолированной цепи накала даже при длительной работе пробой кинескопа не происходит — замеряли вольтметром и омметром. Так что и ухудшения чёткости не происходит. Четвертый способ устранения замыкания. На телевизоре SHARP замкнул кинескоп (зеленый цвет с накалом). Проявляется стандартное — через несколько секунд после включения экран зеленеет все ярче и ярче, появляются линии обратного хода, затем БП аварийно отключается. Данная неисправность может быть вызвана утечкой под напряжением транзистора видеоусилителя — проверяется путём замены. Проблема устраняется путем изменения цепи накала. На плате кинескопа перерезать трассы, идущие к накалу, на сердечник ТДКС намотать 1...3 витка монтажного провода во фторопласте. Число витков нужно подобрать, начиная с 1-го, обычно два витка, контролируя на глаз накал. Промахнуться невозможно — ведь в самом ТДКС целое число витков. В цепь последовательно с получившейся обмоткой включить резистор того номинала, который стоял на ограничении тока накала (обычно 0.5...3 Ом) и припаять всю конструкцию к выводам накала кинескопа. Способ применим к любым кинескопам и многократно опробован, в т.ч. на советских телеках. Число витков в этом случае нужно подобрать. Повторов не было, операция делается в домашних условиях за полчаса. Идея почерпнута из «Радио», но там предлагалось включить в разрыв накала импульсный трансформатор (тоже опробовано, тоже эффективно). Кинескопы — борьба со старением Известно, что кинескоп, как и любая другая деталь в телевизоре, подвержен старению. А так как это и самая дорогостоящая деталь, то имеет смысл попытаться продлить его жизнь. Старение происходит не за счет уменьшения толщины катодов, как считают некоторые, а от того, что из-за низкой химической чистоты металла, применяемого для изготовления катода, собственно металл выбивается с потоком электронов, переходя на анод и маску кинескопа. Шлаки остаются на катоде. На импортных кинескопах удалить их стандартными искровыми способами практически невозможно. Я применил разработку, которая позволяет это сделать с помощью плазменного разряда катод-модулятор. Для этого необходимо подать отрицательные импульсы на катод трубки относительно модулятора (частота 2 кГц, амплитуда 300 В, длительность пачки не более 3 секунд, форма импульсов — меандр). Следует помнить, что ток модулятор-катод может составить примерно 2 А и, соответственно, выбрать схемотехнику. Напряжение на накале кинескопа при восстановлении составляет сначала около 8 В (примерно 5 пачек им пульсов), Процесс можно наблюдать через горловину кинескопа (образуется красно-жёлтое свечение в зоне катод-модулятор восстанавливаемой пушки). Этот способ испытан мной на практике и оказался эффективным в 100% случаев. SONY KV-G21T1. Неисправность: экран ярко засвечивается синим цветом с линиями обратного хода, и срабатывает защита по ограничению тока луча. Блок питания переходит в дежурный режим. Напряжение на синем видеоусилителе в дежурном режиме составляет 114 В, в момент открывания кинескопа напряжение падает до нуля и срабатывает защита. После разогрева нить накала, которая одним контактом находится на земле, провисает и замыкает на катод кинескопа. Необходимо обрезать дорожку на панели кинескопа, которая соединяется с массой, и проложить отдельным проводом до 6-й ноги трансформатора строчной развертки. Ножку 6 трансформатора, в свою очередь, тоже необходимо отрезать от корпуса. SONY KV-G21M1. ДЕФЕКТ. С прогревом в одну минуту, экран становится синим с белыми наклонными линиями. После этого телевизор выключается. НЕИСПРАВНОСТЬ. Данный дефект, скорее всего, связан с смыканием катода синего цвета на нить накала и, следовательно, на корпус. Включаю телевизор и проверяю напряжение на катоде синего цвета. В момент появления синего экрана, напряжение упало почти до нуля. Диагноз подтвердился. Теперь ремонт сводится к следующему. Отключаю выводы накала кинескопа на плате видеоусилителей. Наматываю около двух витков провода с хорошей изоляцией на сердечник строчного трансформатора и подпаиваю их к освобожденным выводам накала кинескопа. Омическим сопротивлением подбираю точное напряжение накала. SONY 21 Ml, FUNAI TV2000A-MKII. В течение месяца в ремонт поступили два телевизора SONY и один FUNAI с одной и той же неисправностью. После 1—2 мин работы в кинескопе происходило замыкание накала на модулятор. В одном телевизоре на синий, а в двух других — на зеленый. Экран светится ярко, одним цветом, и видны линии обратного хода. В телевизоре SONY срабатывала защита, и он отключался. Восстановить нормальную работу удалось путем намотки дополнительной накальной обмотки прямо на сердечник ТДКС (обмотка содержит 3,75 витка провода МГТФ, ее закрепляют клеем или мастикой). Питание накала следует подавать через ограничивающий резистор сопротивлением примерно 0,5 Ом. Все три телевизора работают нормально, качество изображения не стало хуже. SAMSUNG CS-21AWQ. Телевизору 3 года.Первый ремонт после покупки на второй месяц.Накрылся D5073 от перегрева( без радиатора - как в то время писали сделаны по новой технологии). По второму ремонту - телевизор включается, высокое есть, изображение и звук есть, но картинка очень тусклая и смазанная, очень сильные тянучки- такое ощущение, что села труба, при добавлении SCREEN эффекта практически ноль, при добавлении FOCUS в небольших пределах регулируется яркость, но всё равно все признаки убитой трубы. При проверке кинескопа выявилось, что на прожекторе синего идёт утечка относительно массы. Если у телевизора SONY при замыкании модулятора идёт залив одного из цветов, обратный ход и в защиту, то здесь немного по другому. Выход один, дополнительная накальная обмотка порядка 4 витков, не соединённая с землёй. Качество вполне нормальное. (Если при уменьшении ускоряющего напряжения яркость не меняется — неисправен кинескоп, произошло межэлектродное замыкание. Причем, если дефект возникает сразу же при включении телевизора, то, вероятно, произошло попадание частиц материала катода между электродами. Такое замыкание можно попытаться устранить с помощью искрового разряда. Для этой цели используют заряженный конденсатор емкостью 100...200 мкФ на рабочее напряжение 450 В. Если же дефект возникает не сразу, а после прогрева кинескопа, то, вероятно, происходит провисание нити накала на катод. Шансов устранить такое замыкание с помощью искрового пробоя крайне мало и кинескоп необходимо заменить). Неисправный кинескоп-решаем проблему Вышедший из строя кинескоп грозит владельцу телевизора ощутимыми финансовыми тратами, т.к., как правило, подлежит замене. А если попробовать его починить? На страницах нашего журнала мы уже рассказывали о восстановлении кинескопов и в этой статье продолжаем начатую тему. Приступая к статье о ремонте кинескопов, автор полагал, что дело это неблагодарное. Таких статей пишется немало. В них предлагаются к расмотрению приборы для восстановления эмиссии катодов кинескопов (например, в РЭТ №4, 2000 г.), даются советы по устранению межэлектродных замыканий в кинескопах и т.д. Дефект кинескопов Trinitron, возникающий при провисании нити накала и замыкании ее на катод, хорошо известен. Предложенная ниже методика устранения этого дефекта, безусловно, не является универсальной, но в практике автора она выручала в 70% случаев. Возможно, эта статья кому-нибудь поможет при ремонте, тем более что серьезных затрат от мастера не потребуется. Межэлектродное замыкание между катодом и подогревателем кинескопов Trinitron проявляется так же, как и в любом кинескопе другой фирмы. Экран «заливает» одним из основных цветов, в катоде которого произошло замыкание. На экране видны также линии обратного хода, и через 1 ...2 с телевизор переходит в дежурный режим, т.к срабатывает защита. Светодиод на передней панели мигает 4 раза. Суть способа устранения этой неисправности заключается в том, чтобы деформировать нить накала в противоположную провисанию сторону. Очевидно, что это становится возможным только при нагреве нити накала до определенной температуры, при которой нить накала приобретает светло-желтый цвет. Для реализации данного способа мастеру потребуется накальный трансформатор с переключаемыми обмотками на напряжения 6,3, 9, 12...14 В. Трансформатор должен быть рассчитан на мощность не менее 20 Вт. Он должен позволять при указанных напряжениях получать во вторичных обмотках ток нагрузки до 1 А. Перед началом работ телевизор необходимо положить экраном вниз, используя поролон для исключения царапин на корпусе, и снять заднюю крышку. Для того, чтобы произошла деформация нити накала при ее нагреве, под кинескоп с одного края необходимо подложить подставку высотой 10...12 см, как показано на рис. 1. С кинескопа снимается плата и на его накальные выводы подается напряжение -6,3 В. Под этим напряжением нагреватели катодов должны находиться в течение 1 5...20 мин. Затем в течении 1 ...2 мин подается напряжение накала 9 В. При этом надо постукивать по горловине кинескопа в районе нитей накала, например, плотной резиновой ручкой отвертки. Постукивание необходимо для того, чтобы избавиться от мелких частиц на подогревателе, которые при дальнейшей эксплуатации кинескопа могут стать источником замыкания. После разогрева нитей накала при напряжении 9 В необходимо увеличить это напряжение до 12... 14 В. Его следует подавать в течение 15...20 с, а затем вернуться к напряжению накала 9 В. Все эти манипуляции необходимо сопровождать постукиванием по горловине кинескопа. Количество переходов на 12... 14 В и обратно на 9 В может ограничиваться числом 4...5. За это время нить накала разогревается до высокой температуры (светло-желтый цвет). Затем необходимо отключить трансформатор и дать возможность подогревателям полностью остыть, не изменяя положения телевизора. По окончании всех этих процедур следует произвести «прогон» телевизора в течение суток. Если при «прогоне» замыкание не проявилось, считайте, что клиенту повезло, и его кошелек серьезно не похудеет. Однако может случиться, что замыкание осталось. В этом случае необходимо получить у клиента разрешение на доработку схемы (лучше в письменном виде). Это необходимо по следующим причинам: Мастер изменяет стандартную схему изделия. Результат доработки может и не удовлетворить клиента, и он попытается найти более «квалифицированного» ремонтника, и т.д. На практике клиент соглашается, особенно если назвать стоимость кинескопа, и дает любое письменное разрешение. Схемы, приводимые ниже, имеют прямое отношение к TV фирмы SONY, но общая идея подходит к аппаратам и других марок, необходимо лишь определить, с каких обмоток трансформатора питается цепь накала кинескопа. Основная идея доработки состоит в том, чтобы изолировать цепь накала от общего провода. В общем случае схема цепи накала имеет вид, показанный на рис. 2. Острым ножом или резаком необходимо отрезать от общего провода один вывод накальной обмотки FBT на общей плате и вывод Н1 на плате кинескопа. Затем изолированные выводы надо соединить проводником, а сам катод, по которому произошло замыкание, соединить через резистор 220...270 кОм с нитью накала так, как показано на рис. 3. Данная доработка позволяет телевизору «прожить» еще достаточно долго. Качество изображения остается удовлетворительным. Правда, если замыкание нити накала на катод происходит периодически, то заметен разбаланс белого в момент, когда замыкание отсутствует. Кроме того, заметен эффект «размазывания» того цвета, катод которого замкнут. Это обусловлено существенной емкостью между нитью подогревателя и катодом. Для устранения, или, точнее, уменьшения влияния этого явления можно в состав усилителя катода ввести дополнительно транзистор, удалив некоторые детали. Изменения, внесенные в схему, приведены на рис. 4. Результаты доработки вполне удовлетворительны.Если гуляет яркость и фокус то это замыкание фокусирующего с ускоряющим. А если яркость, то это ускоряющий – модулятор. Короче так; Шаг 1: Все выводы на цоколе кинескопа соединяем вместе (на какой нибудь панельке). Шаг 2: Берем не нужное полу-рабочее шасси (лишь бы работала строка). Шаг 3: Корпус шаськи цепляем на место присоски, А присоску на подготовленную панель кинескопа. ВНИМАНИЕ !!! Земля кинескопа не должна присудствовать на шасси. Просто с шаськи выходят два провода на кинескоп и все. Шаг 4: Старт 1-2 секунды (полетели искры) и сразу вырубон. Шаг 5: Все снимаешь, разряжаешь трубу. Ставишь на место родное шасси. Шаг 6: Включаешь телик – если труба темная и постреливает (мусор катод-модулятор), то отстреливаешь RGB катоды обыкновенным прострелом. Обрати внимание на накал! Данная технология с успехом применяется на Львовском заводе кинескопов. А если не помогло- тады труба трубе. Кстати данный дефект присущ кинескопам Китайского производства с узким цоколем фирмы IRICO. А все потому что накал не выставлен правильно.Проверка кинеса 1. Отсоединяем катоды от видеоусилителей. 2. Включаем телик. 3. Берем обыкновенный тестер с включеным режимом имерения постоянного тока. 4. Один щуп на землю, другой на катод (чем лучше катод, тем ярче свечение экрана). 5. Смотрим показания. 1,2mA* -1,8 mA* - Отлично. 1 mA* -1,2 mA* - Хорошо. 0,7 mA* -0,9 mA* - Удовлетворительно. Далее думаю ясно. Технология восстановления чистоты цвета и сведения лучей в «деформированых» кинескопах с диагональю 37-54см. Итак имеем кинескоп с деформацией маски после сильного удара при транспортировке, или после падения. Залив другим цветом по верхним углам до10см. Шаг первый. 1. Аккуратно скальпелем срезаем компаунд с распорных клиньев центровки ОС. 2. Отпускаем зажимной винт хомута крепления ОС. 3. Медленным поворотом ОС по оси влево-вправо, освобождаем ее от креплений и клиньев. Надо высвободить ее так чтобы она легко двигалась вдоль цоколя кинескопа (эту операцию желательно проводить стоя лицом к экрану либо с боку). Шаг второй. 1. Включаем телевизор и подаем с ГИСа сигнал зеленого или красного поля (я лично работаю на красном поле). 2. Размагничиваем кинескоп внешней петлей. 3. Перемещеним ОС вдоль цоколя добиваемся наиболее «плотной картинки» (в данном случае это бывает при наиболее близком расположении ОС к так называемой «лейке»), попросту говоря – почти вплотную на трубу (клинья пока не ставим). Закрепляем ОС хомутом. 4. Кольцевыми магнитами чистоты цвета МСУ «переворачиваем» пятна на низ экрана. Если это не удается сделать, то работаем по месту деформации. 5. Включаем «сетчатое поле» и магнитами сведения МСУ сводим лучи, при этом контролируем «угловую геометрию» путем осевого (вверх-вниз, влево-вправо) перемещения широкого края ОС. При удовлетворительном результате – клиним. Шаг третий. 1. Включаем красное или зеленое поле. 2. Берем четырехполюсные магниты предварительно приклееные на липкую ленту (я использую импортную матерчатую изоленту высокого качества), и клеим их в наиболее «проблемных» местах на колбе кинескопа, предварительно отъюстировав их до полного исчезновения пятен. Обычно на каждое пятно один или два магнита. 3. По неоходимости убирам угловое несведнние лучей магнитными лепестками. А коррекцию растра в небольших пределах можно подправить магнитными резиновыми полосками путем приклеивания оных по краям ОС. 4. Размагничиваем кинескоп. Поворачиваем телевизор на 90 -180 градусов. Если пятна слегка проявились, то необходимо в данном положении телевизора немного провернуть магниты до полного исчезновения пятен. Если это не помогает то надо добавить еще магниты или произвести юстировку заново. 5. Поворачиваем телевизор на прежнее место, опять размагничиваем и если чистота цвета и сведение лучей нас устраивает то операцию можно считать законченой. Клинья, ОС, МСУ фиксируем строительным силиконом или термоклеем. Аналогичным путем операция проводится и на кинескопах не имеющих МСУ (Philips, Thomson и им подобные). Тогда дополнительно к кольцевому магниту (если он есть) ставлю МСУ, или снимаю (по необходимости) кольцевой магнит и ставлю МСУ. Примечания: 1. Четырехполюсные магниты – магниты изготовленые по специальной технологии и широко применяются для этих целей. 2. Обыкновенные магниты - типа от динамических головок и т.д. НЕ ГОДЯТСЯ! 3. Полосовые восьмиполюсные магниты (на резиновой основе) - применяется для коррекции и чистоты цвета в небольших пределах на углах и краях растра. Клеится в основном на края ОС. Но также практикуется поклейка и на саму колбу (для небольшой корректировки чистоты цвета). Выпускается разных форм и размеров (в основном полоски разной длины, ширины и толщины). 4. Магнитные лепестки - применяются для сведения лучей по углам и краям растра. Если нет оригинальных то их можна изготовить и самому. Полоска нужного размера вырезается из ПЭТ бутылки, а магнитный лепесток из банки от пива или кофе, так же хороший эффект дает тонкий пермаллой от старых советских транформаторов. Крепятся друг к другу скотчем или тонкой изолентой. ВНИМАНИЕ! Все операции по восстановлению чистоты цвета в кинескопах с деформацией маски расчитаны на опытных мастеров, и то НЕ ВСЕГДА дают положительный результат. Мастерам не имеющим практики в данном деле советую почитать о статическом и динамическом сведении лучей в кинескопах с самосведением лучей. И для начала попрактиковатся в юстировке чистоты цвета и сведении лучей на рабочем кинескопе. Более полную информацию об этом можна прочитать в книге С.А.Ельяшкевича – «Цветные телевизоры 3УСЦТ», или в журнале «Радио» №3 за 1987г. Тв LG CT-21Q42KEX (MC-019A) A51QDJ279X KOREA (LG.PHILIPS DISPLAYS) Нет ускоряющего напр., сильная утечка мод-уск. Был разомкнут подачей напр. фокусировки в обратку (на землю сажал только вывод уск., напр. фок. подавал 2-3 раза на вывод мод. кратковременно). Вернуться назад |