Главная > Звуковая техника > Влияние кабеля на качество звука

Влияние кабеля на качество звука


Публикация от: 13-05-2010, 00:24
Влияние кабеля на качество звукаМожет ли кабель влиять на качество звука?
Итак, попробуем проанализировать степень влияния межблочных кабелей на качество передаваемого по ним звукового сигнала. А в качестве введения в эту весьма непростую тему я хочу рассказать один интересный случай из моего личного опыта.
Еще в далеком 1985 году я приобрел себе по весьма хорошей цене Японскую двухкассетную деку. Но в дисках «винил» меня сильно раздражают шумы и помехи в сигнале.
Поясню на всякий случай, что понимание шумов в классической радиотехнике совершенно иное, нежели в обычной жизни. Шумом является паразитный сигнал, который не несет никакой полезной информации. Таким образом, если, слушая музыку на концерте, вы одновременно с ней слышите разговор ваших соседей сидящих рядом, то это не является шумом. Ибо заключает в себе ту самую информационную составляющую. Можно возразить, сказав, что вам эта информация не нужна, но сейчас я говорю о теории.
Но вернусь к теме. Итак, дека работала очень хорошо, но иногда в звуковом тракте были слышны небольшие наводки питающей сети, тот самый 50 герцовый фон. Именно это обстоятельство заставило меня «произвести вскрытие» магнитофона и изучить возможность его доработки. Но, как говорят патологоанатомы «вскрытие показало» весьма высокое качество сборки аппарата, и казалось, что это тупик. Визуально все входные узлы были экранированы. Проверка фильтрующих конденсаторов в цепях питания показала, что они не имеют утечек, и емкость их соответствует указанной. И тут я обратил внимание на кабель идущий от универсальной головки к усилителю.
Влияние кабеля на качество звукаДело в том, что его конструкция сильно отличалась от хорошо знакомого мне экранированного кабеля отечественного производства. Вместо традиционной медной оплетки надетой «чулком», поверх изолированного проводника были просто свиты медные жилы и вся эта конструкция заключена в ПВХ оболочку. Честно сказать меня вся эта простота не слишком воодушевила. И подумав, я заменил это чудо «заграничной техники» нашим отечественным посеребренным экранированным кабелем. Отмечу, также, что в качестве диэлектрика в нем использовался фторопласт-4 (он же тефлон или политетрафторэтилен). Это высококачественный диэлектрик, с успехом применяемый в технике высоких и сверхвысоких частот.
Результат этой замены меня несколько озадачил. Скажу сразу, что от фона в деке мне удалось избавиться раз и навсегда. Но бонусом к этому, при прослушивании стало увеличение прозрачности звучания. В спектре моих записей ощущалось явное увеличение высоких частот. И звук приобрел ту самую воздушность и прозрачность. И все это от простой замены сигнального кабеля более качественным.
Для большей объективности, я сравнил звучание своего аппарата с аналогичным, который был у моего друга, и не подвергался модернизации. И мы оба услышали разницу в подаче музыкального материала, таким образом, никакого самогипноза или прочей мистики тут нет. Все было подтверждено сравнительным тестом на одинаковом музыкальном материале.

Немного теории.

Теперь можно снова вернуться к вопросу, вынесенному в начало статьи. Из этого примера уже ясно, что те, кто отрицает влияние кабеля на качество звука, мягко говоря, грешат против истины. Да, безусловно, это влияние есть, и оно вполне объективно и так сказать осязаемо. И вот на этом месте я хочу немного углубиться в теорию, и пояснить чем это влияние может быть обусловлено с позиции физики.
Влияние кабеля на качество звукаИтак, начнем. Межблочный кабель представляет собой обычно либо коаксиальную конструкцию, либо разновидность витой пары или полосковой линии. Любое из этих устройств характеризуется такими параметрами, как активное сопротивление, которое весьма мало. Плюс к этому имеется реактивная или комплексная составляющая, поскольку кабель обладает собственной емкостью и индуктивностью. Проблема не в том, что эта составляющая есть, проблема в том, что реактивное сопротивление, как известно из школьного курса физики зависит от частоты передаваемого сигнала. И поэтому считать его постоянной величиной нельзя. Даже и это не так плохо, дело еще в том, что индуктивность и емкость кабеля оказывают влияние на фазу сигнала, вызывая ее изменение, причем эти флуктуации носят также частотнозависимый характер. И в общем случае могут быть нелинейными. Проконтролировать этот процесс весьма сложно. А в свою очередь неконтролируемые фазовые сдвиги вызывают тот самый эффект перемещения инструментов по сцене, который сильно раздражает слух.
Продолжая теоретизировать дальше, можно к этому добавить, что любой кабель представляет собой своеобразный полосовой фильтр и в придачу линию задержки «в одном флаконе». Поскольку, как я уже отмечал выше, обладает распределенной индуктивностью и емкостью. Причем с учетом импульсного характера звучания некоторых музыкальных инструментов (быстрое нарастание и спад атаки звука) эти свойства кабеля могут играть весьма важную роль, а если длина соединителя большая, то пренебрегать ими и вовсе нельзя. В этом случае уже стоит обратиться к теории длинных линий. И вспомнить такие параметры, как неоднородность линии, затухание, волновое сопротивление и коэффициент отражения. Ведь мы можем вместо крутого фронта и среза импульса получить растянутые и искаженные сигналы. Да еще и с различными высокочастотными переходными процессами, которые высшими гармониками просто испортят весь звук.

Определяем границы.

Теперь попробуем обозначить условия, для которых описанные выше эффекты следует учитывать. Конечно, свойства кабеля как длинной линии актуальны при большой длине соединителя. Если это вам кажется невозможным, то есть инсталляции, где используются кабели длиной и в 10 метров.
А вот для короткого межблочника до 1 метра эффекты длинной линии явно будут не столь существенны. Здесь уместно вспомнить старую присказку: «Севшая на танк муха, безусловно, увеличит его массу, но вопрос насколько, и можно ли этим изменением пренебречь». Конечно, если речь не идет о каком-нибудь изделии сомнительного качества, у которого диэлектрик, и проводник изготовлены с нарушением технологических норм и стандартов.
Эффект полосового фильтра может, проявляться как на низких, так и на высоких частотах и связан он опять же с собственной емкостью и индуктивностью изделия. Но, как и в предыдущем случае если речь идет о качественной продукции, то в звуковом диапазоне частот никакой фильтрации и «обрезки» сигнала быть не должно. Исключая конечно явный брак.
Свойства кабеля, как линии задержки не так страшны сами по себе. Гораздо большую опасность представляет возникающий в этом случае эффект дисперсии. Под ним понимают изменение времени прохождения сигнала по кабелю в зависимости от его частоты. И конечно чем длиннее кабель тем сильнее этот эффект будет выражен. Дисперсия может серьезно навредить звучанию струнных инструментов в высокочастотной области вызвав к примеру эффект рассыпчатости.

Подводим итоги.

Ну, сейчас наверно пора вспомнить, что следует понимать под звуковым диапазоном. До недавнего времени это был интервал частот 20 Гц- 20 кГц. И, как правило, все производители кабелей гарантируют работу своей продукции в нем.
Но сейчас есть данные, что человек способен воспринимать и более высокие частоты. Последние исследования в психоакустике доказывают возможности людей на уровне подсознания фиксировать колебания в диапазоне 120-150 кГц, в определенном эмоциональном состоянии. Но, сколько человек реально «слышит» в таком широком диапазоне, и каково должно быть это эмоциональное состояние? Увы, на этот вопрос ответа пока нет.
Но этот результат сам по себе для нас весьма важен. Ведь именно он объясняет тот факт, что изменения в окраске звука фиксируют не все потребители, а только определенная часть. И можно еще немного поразмышлять на эту тему. Здесь нужно попытаться для себя ответить на несколько простых вопросов.
Во первых являетесь ли вы профессиональным музыкантом, дирижером или звукорежиссером? Именно люди этих профессий обладают способностью слышать мельчайшие звуковые нюансы, так сказать профессиональная подготовка обязывает. Если же вы относитесь к той категории людей, которая называется среднестатистической, то, скорее всего ваши музыкально-аналитические способности гораздо скромнее. Хотя при определенной тренировке в основном прослушивая на концертах живую классическую музыку, аналитические навыки вашего слуха вполне могут быть развиты выше среднего уровня.
Второй весьма важный вопрос- это ваши музыкальные предпочтения. Если вы не слишком любите классику, а предпочитаете «попсу», то гнаться за академически точным звуком, смысла нет.
Влияние кабеля на качество звукаИ, наконец, самый важный вопрос, я его специально оставил так сказать на «сладкое». Какой бюджет вы выделяете на приобретение аппаратуры? Если вы хотите все сделать по высшему разряду, и способны выложить за акустику и усилитель несколько сотен килобаксов, то конечно сам бог велел при этом не экономить на межблочниках. И уж потратить на них несколько килобаксов это, как сказано в известном фильме «святое дело». Такое вложение окупиться с торицей, ведь высокое качество звука не будет иметь даже шансов на искажение плохим кабелем.
Но таких людей в целом меньшинство, а в основном средний покупатель не обладает безграничным размером кошелька. А ему хочется и денег потратить в меру, и качество получить хорошее. И вот тут уместно сказать о самом главном, если вместо покупки кабеля за баснословную цену, вы купите более качественную акустику или усилитель, то шансов, что вы услышите отличный звук, будет гораздо больше, чем при обратном варианте.
Ловить мельчайшие нюансы звука, заменяя межблочные кабели целесообразно начинать тогда, когда вы уже исчерпали все другие возможные пути борьбы за качество. Повторюсь еще раз эффект от замены активных узлов будет гораздо больше.
Отмечу, что данный тезис справедлив для случая, когда у вас уже есть нормальный, качественный межблочный кабель, а не самодельный «шнурок» купленный на ближайшем рынке за сто рублей, или кабель, прилагаемый к вашему плееру в комплекте. Ведь комплектный кабель не предназначен для работы, а служит только для ускорения процесса проверки аппарата в магазине. И придя, домой можно его смело спрятать подальше, чтобы глаза не мозолил.

Рассмотрев вопрос о соединительных кабелях теперь вполне логично перейти к самим соединителям или коннекторам. Но прежде чем это сделать я бы хотел еще немного углубиться в теорию.

Нагрузочные тонкости.

Говоря о кабелях и их влиянии на звук, многие авторы, к сожалению, забывают сказать еще об одном весьма существенном факторе, влияющим на качество звучания в не меньшей, а то и в большей степени чем «межблочник». Я имею ввиду входные и выходные характеристики самих источников сигнала.
Влияние кабеля на качество звукаВедь любой усилитель имеет входное и выходное сопротивление, а также емкость и индуктивность. И конечно их значения оказывают свое влияние на качество сигнала. При проектировании обычно все расчеты характеристик усилителей ведут исходя из определенной нагрузки. А если она будет другой, то характеристики выходного сигнала также будут далеки от расчетных.
Именно этим фактом и объясняется расхожее утверждение, что лучше всего звучат компоненты сделанные одной компанией. Ведь при их проектировании инженеры уже позаботились о взаимной совместимости устройств, оптимизировав их нагрузочные параметры для совместной работы. А, покупая плеер одного производителя, а усилитель другого сравнивать их параметры нужно уже самостоятельно, и не факт, что вы сможете легко подобрать идеальную пару.

Подбираем коннекторы.

В первую очередь при выборе кабеля обратите внимание на качество самих коннекторов. В идеальном варианте они должны быть изготовлены из упругого материала имеющего достаточную толщину, и желательно слегка пружинить. Еще лучше если есть возможность регулировать степень их подпружинивания. Ведь именно в этом случае вы получите гарантированное качество соединения. Весьма важно и нанесенное на металл покрытие, конечно лучше, если это будет позолота. Ведь золото обеспечивает минимальное переходное сопротивление. Но, как говорится в пословице: «Не все то золото, что блестит», иногда под видом позолоты скрываются гораздо более дешевые металлы или сплавы, и отличить по виду их от золота практически невозможно.
Поэтому здесь можно дать только один совет, покупайте кабели известного производителя и в проверенном месте, где вас точно не обманут. При этом нежелательно смешивать материалы покрытия, например, позолоту и хромирование. Если коннекторы ваших усилителей, позолоченные лучше брать кабель с аналогичным покрытием.

Пайка или обжим?

Этот вопрос мучает специалистов со времени появления технологии обжима. Сторонники пайки утверждают, что эта технология лучшая. Причем их доводы весьма серьезны. Во-первых, при пайке обеспечивается очень прочный неразрывный контакт поверхностей, уступающий разве, что сварке. Во-вторых, коннектор можно использовать многократно. А это весьма важно, так как качественные соединители стоят весьма недешево. Технология пайки практически доведена до совершенства и хорошо автоматизируется.
Влияние кабеля на качество звукаПротивники же пайки приводят свои не менее весомые аргументы. Главный из которых, состоит в том, что в месте соединения проводника и разъема может образоваться окисел, который ухудшит качество контакта. И как следствие внесет искажение в звук. Но здесь стоит сделать одну поправку, при пайке поверхности специально очищаются от окисла флюсом. И единственная причина, по которой он может возникнуть это нарушение технологии. К примеру, завышенная температура жала паяльника. Здесь мне хочется задать резонный вопрос: «А зачем нужно нарушать технологию?» Ведь, наверное, не зря ее разрабатывали специалисты.
Тем, кто захочет паять кабели самостоятельно, дам несколько рекомендаций. Не стоит проводить пайку, применяя в качестве флюса паяльную кислоту. Лучше воспользоваться старой доброй канифолью, и конечно нужно обязательно промыть место соединения спиртом, для очистки от остатков флюса. Применяйте качественные припои желательно с содержанием серебра, используйте паяльник с терморегулятором, а не 200 Ваттный «утюг», предназначенный для пайки кастрюль и ведер. И никаких проблем с качеством контакта у вас не будет.
В качестве лирического отступления могу посоветовать хороший метод обучения пайке. Возьмите медную проволоку без изоляции сечением 1,5-2 мм?. Затем нарежьте 12 отрезков длиной по 10 см. каждый, и качественно залудите их. После этого вам нужно из этих отрезков спаять куб. Когда он будет готов, поставьте его на стол и ладонью нажмите на верхнюю грань, увеличивая постепенно давление. Если ваш куб «сложился», а сделанные соединения остались целыми. Поздравляю, вы отлично паяете, тренировка завершена. А вот если пайка разошлась, повторите все заново, и так до достижения нужного результата.
Даже из этого простого примера видно, что научится качественно паять весьма непросто, а ведь это только одно из многих упражнений для обучения радиомонтажников.
Поэтому, на мой взгляд, у пайки есть только один недостаток, нужна высокая квалификация персонала и качественный инструмент. Если вам раньше не приходилось паять, то не стоит начинать учится этому на дорогих кабелях и коннекторах.
Теперь поговорим о технологии обжима. Здесь все немного проще. Подготовленный кабель вставляется в коннектор и зажимается в нем с помощью обжимного инструмента. Качество соединения в основном зависит от квалификации исполнителя, и от соблюдения технологической дисциплины. Научиться правильно, обжимать кабель можно гораздо быстрее, чем освоить правильную пайку. Конечно, не стоит сбрасывать со счетов и качество самой оснастки. Если используется дешевый инструмент, да еще и выработавший свой ресурс, то надеяться на хороший контакт смысла нет. Равно, как и в том случае если операцию выполняет неквалифицированный персонал.
При этом обнаружить дефект паяного соединения путем визуального осмотра всегда проще, чем определить плохо обжатый кабель.
Я отдаю предпочтение качественным паяным кабелям. Опять же повторюсь, что речь не идет о дешевых «шнурках» с рынка. Чаше всего назвать их кабелями просто язык не поворачивается. В своей практике мне приходилось неоднократно встречать подобные поделки у своих знакомых. Основные дефекты этих изделий, как правило «холодная пайка», не смыт флюс и применение паяльной кислоты. Первый дефект приводит к появлению неприятных помех в звуковом сигнале. Не смытый флюс, если он активный, со временем разъедает проводник, что ведет со временем к потере контакта.
Ну и конечно используемые в таких «шнурках» коннекторы также не выдерживают никакой критики. Они больше напоминают одноразовые изделия, которые могут легко сломаться через пару тройку раз.

Подключаем акустику.

Итак, как я и обещал, в статье о межблочниках, пора нам перейти к еще одной весьма интересной теме, а именно к акустическим кабелям. Здесь при первой попытке проанализировать все за и против использования очень дорогостоящих кабелей можно опять натолкнуться на два противоположных мнения.
Первое гласит, что нужно приобретать самый дорогой из доступных кабелей, невзирая на заоблачную цену. Только в этом случае вы получите абсолютно идеальное звучание. Продолжая эту «ценную мысль», я думаю, что таким «олигархам» лучше уж сразу прикупить кабель сделанный из чистого золота или серебра. Вот уж действительно удачное вложение денег.
Сторонники второго варианта считают, что акустику к усилителю можно подключать практически любым проводом вплоть до обычного электрического шнура. Все равно она будет отлично работать, ведь на качество звука кабель совсем не влияет.
После подобных высказываний обычному потребителю весьма трудно понять, в каком направлении ему двигаться. То ли начать копить «в чулке баксы» на безумно дорогой кабель, то ли зайти по дороге домой на ближайший рынок и прикупить электрический шнур для лампы или утюга. В общем, налицо полная неопределенность. Попробуем разобраться в этой весьма непростой ситуации. А начну, я анализ с небольшого случая из своего реального опыта.

Практическое подтверждение.

В середине 90-х годов прошлого века я купил себе первый кинотеатральный комплект акустики и качественный ресивер. И для проверки дома подключил акустику к ресиверу, используя обычный электрический кабель, ничего более подходящего на тот момент в доме не оказалось. А в салоне, где я делал эту покупку, мне смогли предложить только очень дорогой кабель. А ведь откладывать испытание столь желанной покупки до следующего дня очень не хотелось.
И честно скажу, что комплект в целом звучал достойно, но в звуке мне постоянно не хватало басовой составляющей. Особенно это было заметно на экшен сценах боевиков. Я уже начал думать, что проблема в слишком мягком звучании моей акустики, ведь в наушниках ресивер выдавал очень сочный и чистый бас. Но проблема оказалась совершенно в другом.
На следующий день я поехал в магазин за очередной партией микросхем и транзисторов и заодно прикупил себе 25 метров акустического кабеля. Причем сейчас я даже уже не вспомню его производителя, поскольку он не относился к известным брендам предлагающим свою продукцию по заоблачным ценам. Нет, это был обычный недорогой, но качественно сделанный кабель. И приехав, домой я, просто заменил, электрошнур на него. И вот на этом месте, как говорит наш известный писатель-сатирик, нужно набрать в грудь побольше воздуха. Ну, а когда наберете, то можно воскликнуть: «Ура, заработало». Звук стал существенно лучше, а главное в спектре серьезно увеличилась басовая составляющая. В общем, эксперимент мой явно удался.
И теперь многие из вас будут думать, примерно так: «Если недорогой кабель, так улучшил звук, то насколько серьезно изменится звучание акустики при использовании дорогого акустического кабеля?»
Ну, и как обычно за сеансом магии должно следовать ее разоблачение таков закон жанра. И я не буду его нарушать. Итак, приготовьтесь…

Расставляем точки над i.

В предыдущем разделе я умышленно описал вам только результат моего эксперимента, но при этом не оговорил начальные условия. А ведь говорить о кабеле с инженерной точки зрения без знания его характеристик нельзя. Ибо это уже будет не инженерный разговор, а дилетантство. Теперь я отмечу, что электрический кабель, используемый мною при первом запуске, имел сечение всего 0,5 мм?, а купленный акустический кабель был сечением 4 мм?.
А теперь вспомним школьный курс физики, и формулу для расчета сопротивления проводника. Оно обратно пропорционально сечению. Итак, увеличив сечение кабеля в восемь раз, я во столько же раз уменьшил его сопротивление при одинаковой длине. И конечно это благоприятно сказалось на звучании акустики. Замечу также, что для акустических кабелей применяется специальная технология изготовления, которая способствует также снижению их погонной емкости и индуктивности. А это также улучшает звук, в общем, как писал классик: «никаких чудес, все в строгом соответствии с законами физики…»
И прежде чем делать окончательные выводы я хочу еще раз вернуться к формуле расчета сопротивления проводника. В качестве константы в нее входит удельное сопротивление материала. Это так называемая справочная величина, и она своя для каждого металла. И именно борьбой за ее снижение вызвано стремление производителей кабеля получить максимально чистую медь.
Здесь стоит вспомнить, что технология получения хорошо очищенной меди разработана довольно давно. Она с успехом применялась еще в 70-80-х годах прошлого века для производства магнитофонных головок, а также катушек индуктивности с высокой добротностью. Сейчас магнитофоны практически не производятся, но для сверхчистой меди применений достаточно.
Иногда в рекламных проспектах степень очистки материала достигает совершенно фантастических значений, как впрочем, и цена продукции, где она применяется. И невольно ловишь себя на мысли, что инженеры компании наверно смогли открыть философский камень, раз у них медь продается в готовом кабеле по цене золота или даже платины. Наверное, это один из способов молекулярной трансформации, с виду вроде медь, а по свойствам гораздо «круче».
И теперь посмотрим на величину удельного сопротивления меди, при 20?C она равна примерно 0,0172 Ом*мм?/м. Вспомните о девятках в степени очистки меди, и попытайтесь представить себе насколько уменьшится эта константа. Думаю, что я не сильно ошибусь, если скажу, что она изменится в 3 или 4 знаке. Изменение сопротивления кабеля в этом случае будет заметно при большой длине от 100 метров и более.

Как подключаться будем?

Этот вопрос также очень важен для получения качественного звука. С одной стороны все конечно зависит от того, какими коннекторами оснащена ваша акустика и ресивер. Ну, а с другой стороны если вы только собираетесь приобретать аппаратуру, то, как говориться, все в ваших руках.
В первую очередь обратите внимание на коннекторы на акустике у качественных колонок, обычно используются солидные винтовые клеммы, с нанесенным позолоченным покрытием. Это во первых позволяет получить отличных контакт с кабелем, а во вторых прочное соединение. Конечно, лучше не просто зажать в них кабель, а воспользоваться «бананами» под пайку. В этом случае вы получите гарантированное качество соединения.
Пружинные клеммы, обычно применяемые в маломощных колонках, на мой взгляд, не являются лучшим решением. Во первых они ограничивают вас в сечении используемого кабеля, а во вторых пружинные зажимы обеспечивают менее надежный контакт, по сравнению с винтовыми клеммами. Но даже при использовании этих зажимов я бы рекомендовал вам воспользоваться специальными соединителями, а не просто вставлять в зажим оголенный провод.
Все сказанное выше в равной степени относится и к AV-ресиверу.

Итог.

Ну, а сейчас вернемся на нашу грешную землю и попытаемся подвести итоги всей «кабельной эпопеи».
Первый и самый главный вывод, конечно кабель влияет на качество звука. Это бесспорно, и не подлежит сомнению. Но в большинстве случаев степень этого влияния весьма сильно преувеличивается, с одной единственной целью заставить потребителя покупать более дорогие изделия.
Я здесь повторю еще раз сделанный ранее вывод, что «играть» с кабелями имеет смысл начинать тогда, когда все остальные методы повышения качества испробованы и не дают результатов. Конечно, это справедливо, если ваш кабель не куплен в переходе метро или на барахолке.
На мой взгляд, наиболее качественное соединение обеспечивает пайка, и именно поэтому я предпочитаю исключительно паяные кабели.
Опять повторюсь, что кабели лучше всего покупать в салонах, где они хранятся в нормальных климатических условиях, и не подвергаются окислению. Палатки, на рынках в список таких мест явно не входят.
Межблочные кабели лучше всего брать без щедрого запаса, который, хоть и не тянет карман, но в домашнем кинозале точно не уместен.
При покупке межблочников обратите внимание на цвет покрытия разъемов, если это золото, то оно должно и выглядеть соответствующим образом, как впрочем, и собственно кабель. Ибо производитель, не поскупившийся на покрытие, вряд ли станет экономить на качестве упаковки или на дизайне и полиграфии. В общем, держите ваши глаза открытыми и вы все сможете увидеть. Если есть подозрение в качестве товара, лучше откажитесь от покупки.

Автор: Бочаров Сергей.

Ну и на закуску - Имеет ли большое значение качество акустического кабеля?

Качество кабеля в аудиофильском смысле этого слова, как правило, имеет некоторое значение на качественной же аппаратуре.
Но именно качество, а не цена. Имеет значение собственно проводник, навивка жил в случае комбинированной конструкции кабеля... Тем, кто считает, что "чем толще кабель, тем лучше", я отвечу, что лучше именно разумный здоровый оптимум, а емкостные и индуктивные свойства кабелей меняются при значительном увеличении диаметра. Если считать кабель линейным элементом цепи, то, конечно, все в порядке, но все же акустический кабель точнее будет считать четырехполюсником, фильтром с распределенными параметрами. Скептикам, справедливо вспоминающим при этом о спутниковых кабелях с низкими потерями и о соответствующих частотных диапазонах, где эти потери являются значимыми, будет интересно узнать и о некоторых особенностях физиологии слухового аппарата - он способен уловить смещение барабанной перепонки на глубину, меньшую, чем диаметр водородного ядра! Интересно и то, что зачастую слушатель, с одной стороны, способен проигнорировать очень высокие уровни искажений исходного сигнала (гармонические низших порядков), с другой - способен уловить их при значениях, зачастую недоступных приборам, в отличие, скажем, от видео. Если говорить об органах чувств, то динамический диапазон, доступный уху - 135 дБ - можно сравнивать только с обонятельным аппаратом, настолько же чувствительным.

А вот длина кабеля действительно, чем меньше, тем лучше - при этом и индуктивность и емкость кабеля снижаются, меньше влияние на звук, легче работать усилителю, меньше потерь. Многие изысканные очень дорогие кабели с большой толщиной (или ленточные) могут заметно искажать звуковой сигнал, поэтому иногда с такой же вычурной аппаратурой для снобов они могут давать различные интересные эффекты, которые могут быть приняты иногда и за заметное улучшение - "звук заметно изменился -> стал другим -> если это связано с установкой очень дорогого кабеля, то, наверное, улучшился". Простой расчет на психологию покупателя.

Кабели с минимальным влиянием на сигнал чаще всего стоят относительно недорого, но все же цена заметно отличается от стоимости трансформаторных или проводов от стиральных машин. Для ВЧ-громкоговорителей, как правило, лучше подойдет одножильный, относительно тонкий OFC (можно и серебряный, хотя в смысле проводимости разница копеечная, чего не скажешь о стоимости) провод (например, 0,5-1 мм^2), здесь важна равномерность кристаллической решетки, для НЧ-диапазона достаточно толстый и, скорее всего, многожильный (меньше нарушается при изгибах кристаллическая решетка, меньше неоднородность, меньше нагрев) кабель (например, сечением 2-3 мм^2 или чуть больше, для передачи тока, допустим, до 5А и нижней эффективной частоте 30 Гц), для СЧ же лучше выбрать золотую середину. Все это имеет большое значение при подключении Bi-Amping, когда между выходными клеммами усилителей и самими динамиками ничего нет, а усилитель используется многополосный с кроссовером на входе. В случае использования пассивных фильтров между усилителем и многополосной акустической системой (типовая схема подключения) влияние акустических кабелей становится мизерным - фильтры вносят намного больший вклад в искажения сигнала, особенно, если эти фильтры высоких порядков, хотя характер искажений и различается.

Также, по моему мнению, имеет смысл избегать использования кабелей из неоднородного материала, например, медных посеребренных кабелей, хотя кому-то нарочитое подчеркивание высших звуковых частот (обычно возникающее в таком случае) может показаться пикантным (тем более, если АС исходно "глуховаты"). Но мы говорим именно о снижении влияния этого звена тракта на звук. Лучше, если кристаллическая решетка является однородной.

Стоит помнить и о том, что даже качество соединений (не забываем про значительные токи в выходном звене тракта) обычно является уже более критичным, чем сам кабель. Кроме того, на выходе недорогих усилителей (например, в составе музыкальных центров) могут стоять дополнительные элементы для повышения стабильности работы усилителя и препятствующие выходу усилителя в нештатный режим или из строя - небольшая, включенная последовательно выходу индуктивность (снижающая риск самовозбуждения) и/или параллельно выходу небольшая емкость, шунтирующая выходные цепи. Эти элементы также могут нивелировать зависимость от акустических кабелей.

Наверное, поэтому не стоит искать черную кошку в черной комнате и вдаваться в крайности - подключать акустические системы проводом, оторванным от куска старой электрической проводки или наоборот, вычурным кабелем стоимостью в кило бакс за метр - потратьте ваши деньги лучше на хорошую акустику, усилитель или на любимые мелодии. Может быть, вы вспомните о помещении, где вы слушаете музыку - скорее всего, обычный ковер или тяжелые плотные шторы могут дать куда больший эффект, чем самые дорогие провода в мире. Или просто купите себе массивное кресло, в котором вы сладко утонете под звуки любимой мелодии.
Вернуться назад