Главная > Для телемастера > G-Механизм в/магнитофона Panasonic
G-Механизм в/магнитофона PanasonicПубликация от: 2-04-2010, 18:01 |
Видеомагнитофоны PANASONIC с G-механизм. Довелось как-то ремонтировать видеомагнитофон "Panasonic P-05" после народных умельцев. Вся кинематика была в ужасном состоянии, шестерни стояли как попало. И главное, делал такой аппарат в первый раз. Хорошо есть подписка журналов "Ремонт электронной техники", где и нашел данную статью. Вот и решил поделиться с читателями сайта, ведь не у всех имеется подписка на данный журнал, а информация действительно дельная. С чем можно сравнить сборку G-механизма? Скорее всего, со сборкой трехмерного паззла, только ошибка будет замечена не сразу, а после включения видеомагнитофона. Эта статья поможет Вам определить партномер неисправной детали, а после ее замены быстро и правильно собрать механизм. Существует три модификации G-механизма: собственно G, G-REV и GII, имеющие небольшие конструктивные отличия, но выполненные по единой кинематической схеме. Таким механизмом комплектовались видеомагнитофоны (ВМ) Panasonic серий G, H, J, L и др., а также ВМ некоторых других фирм (в частности Grundig). Благодаря достаточно высоким потребительским качествам, ВМ с G-механизмом находятся в эксплуатации уже довольно продолжительное время. В связи с этим поступающие в ремонт ВМ зачастую требуют замены изношенных или сломанных деталей кинематики и последующей ее регулировки, что вызывает определенные трудности из-за сложности механизма. В данной статье мы рассмотрим кинематическую схему механизма и последовательность сборки той его части, которая требует фазировки. КИНЕМАТИЧЕСКАЯ СХЕМА МЕХАНИЗМА На рис. 1 представлена кинематическая схема нижней части, а на рис. 2 - верхней части этого механизма. На схемах показана взаимосвязь и фазировка деталей механизма для режима STOP. Рис. 1. Кинематическая схема нижней части механизма Рис. 2. Кинематическая схема верхней части механизма Особенностью механизма является то, что загрузка кассеты и изменение режимов механизма осуществляются от двигателя ведущего вала (в GII-механизме часть операций осуществляется дополнительным двигателем). Вращение от двигателя через центральную муфту и ведущий диск передается на диск фрикциона. С этого диска вращение передается на центральную и связанные с нею сепараторную и кольцевую шестерни. Сепараторная шестерня передает вращение на основную программную шестерню и программную шестерню заправки ленты. Основная программная шестерня через шестерню привода прижимного ролика осуществляет перемещение механизма привода прижимного ролика и переключателя режимов, а через рычаг связи - программной планки. Программная шестерня заправки ленты через зубчатый сектор передает вращение на шестерни заправки ленты. Кольцевая шестерня передает вращение на вспомогательную программную шестерню, а через нее - на шестерню связи с зубчатой рейкой кассетоприемника. СБОРКА И ФАЗИРОВКА МЕХАНИЗМА Рассмотрим последовательность сборки механизма в той части, которая требует фазировки. Неправильная фазировка механизма может привести к его заклиниванию и поломке деталей, поэтому после сборки механизма рекомендуется его ручная прогонка без приложения больших усилий, чтобы убедиться в правильном функционировании. 1. Устанавливают кольцевую шестерню, совмещая сквозное отверстие в ней с отверстием шасси, как показано на рис. 3. Затем устанавливают вспомогательную программную шестерню, совмещая сквозное отверстие в ней с отверстием в шасси. При этом маленькое отверстие должно находиться напротив отверстия в кольцевой шестерне. После этого устанавливают стопорный рычаг. Рис. 3. Установка кольцевой шестерни 2. Устанавливают с верхней стороны шасси шестерню привода прижимного ролика. Затем устанавливают основную программную шестерню так, чтобы маленькие отверстия на ней и на шестерне привода прижимного ролика находились на одной линии. Большое отверстие в программной шестерне должно при этом совпадать с отверстием во вспомогательной программной шестерне, как показано на рис. 4. Рис. 4. Установка основной программной шестерни 3. Устанавливают программную шестерню заправки ленты так, чтобы выступ вспомогательного рычага заправки ленты был совмещен с пазом (А) в ней, как показано на рис. 5. Поворачивают шестерню так, чтобы маленькое отверстие в ней находилось на одной линии с осью кольцевой шестерни, как показано на рис. 6. Затем устанавливают сепараторную шестерню с тремя планетарными шестернями над кольцевой шестерней так, чтобы отверстия на ней находились напротив отверстий в основной программной шестерне заправки ленты. В то же время, отверстие в сепараторной шестерне должно совпасть с отверстием в кольцевой шестерне, как показано на рис. 7. Рис. 5. Установка программной шестерни заправки ленты Рис. 6. Фазировка шестерен Рис. 7. Установка сепараторной шестерни 4. Устанавливают центральную шестерню над сепараторной шестерней, совмещая отверстие в ней с отверстием в сепараторной шестерне. При этом маленькое отверстие должно находиться напротив отверстия в диске фрикциона, как показано на рис. 8. Центральная шестерня фиксируется на валу разрезной шайбой (VMX1079). Рис. 8. Установка центральной шестерни 5. Устанавливают программную планку, обращая внимание на положение связанных с ней деталей (см. рис. 1), и фиксируют ее двумя разрезными шайбами. Затем устанавливают рычаг связи основной программной шестерни с программной планкой и фиксируют ее разжимной металлической шайбой (XUEV3VW). 6. Отводят рычаги с узлами подающей и приемной стоек в положение расправленной ленты и устанавливают шестерни заправки ленты так, чтобы отверстия в них находились друг напротив друга. Затем устанавливают зубчатый сектор, совмещая отверстие в нем с меткой на шестерне заправки ленты (Т), как показано на рис. 9. Фиксируют зубчатый сектор разжимной шайбой. После этого устанавливают пластину с тормозом (VXL1873) и роликом регулятора натяжения приводного ремня (VXA3516). Рис. 9. Установка зубчатого сектора 7. Устанавливают шестерню связи так, чтобы маленькое отверстие в ней находилось напротив маленького отверстия во вспомогательной программной шестерне, как показано на рис. 10. При этом следует убедиться, что вспомогательная программная шестерня установлена правильно (см. п. 1). Рис. 10. Установка шестерни связи 8. Устанавливают программный переключатель и крепят его винтом. Затем устанавливают зубчатый сектор привода поста Р5 так, чтобы отверстие в нем находилось напротив первого зуба рычага поста Р5, как показано на рис. 11. Рис. 11. Установка зубчатого сектора привода поста Р5 9. Устанавливают механизм привода прижимного ролика так, чтобы выступ рычага поста Р5 входил в углубление механизма привода, а метка на механизме привода находилась напротив отверстия в шестерне привода прижимного ролика. В то же время отверстия в механизме привода и в программном переключателе должны находиться друг напротив друга, как показано на рис. 12. Затем устанавливают кронштейн с прижимным роликом и закрепляют его фиксатором. Рис. 12. Установка механизма привода прижимного ролика Устанавливают кассетоприемник. Для этого переводят механизм в положение STOP1, т.е. положение загруженной кассеты и выдвинутых в верхнее положение вспомогательного рычага заправки ленты и поста Р5. Перевод механизма в положение STOP1 осуществляется нажатием на рычаг, связанный со штоком соленоида, который разблокирует диск фрикциона, и вращением ротора двигателя ведущего вала (ВВ) по часовой стрелке до блокировки диска фрикциона. Эти операции надо повторить до установки механизма в указанное положение. Механизм G2 устанавливается в положение STOP1 отведением вправо вспомогательного рычага связи с программной планкой (он расположен справа) и вращением ротора двигателя ВВ по часовой стрелке. Если при вращении ротора двигателя ВВ по часовой стрелке вращается приемный подкатушечный узел, а при вращении ротора двигателя ВВ против часовой стрелки - подающий подкатушечный узел, то механизм находится в положении STOP1. Снимают с кассетоприемника верхнюю пластину и вынимают держатель кассеты (подвижную часть кассетоприемника). Нажимая на рычаг, расположенный на правой панели кассетоприемника, отпускают его вниз в положение загруженной кассеты. Устанавливают кассетоприемник на шасси так, чтобы первый зуб на зубчатой рейке совпал с меткой на шестерне связи, как показано на рис. 13, и закрепляют кассетоприемник четырьмя винтами. После этого устанавливают держатель кассеты и верхнюю пластину. Рис. 13. Установка кассетоприемника Переводят механизм в положение EJECT, вращая ротор двигателя ВВ против часовой стрелки. МЕХАНИЧЕСКИЕ РЕГУЛИРОВКИ МЕХАНИЗМА • Регулировка натяжения приводного ремня. Для регулировки используется датчик натяжения VFK62, которым измеряют натяжение ремня при ослабленном винте крепления рычага с роликом регулятора натяжения, нажимая щупом датчика на рычаг. При достижении показания датчика (40 ± 5) г затягивают винт крепления рычага. • Регулировка натяжения ленты. Загружают в ВМ кассету и включают воспроизведение. Через 10...20 с измеряют натяжение ленты между стирающей головкой и заходной направляющей стойкой с помощью измерителя натяжения VFK0132. Величина натяжения должна быть от 22,5 до 27,5 г. В случае необходимости для изменения натяжения ленты перемещают пружину регулятора натяжения VMB1563 на один зубец. • Регулировка высоты подкатушечных узлов. Разница в высоте подкатушечных узлов должна составлять не более 0,2 мм. Для регулировки высоты используются регулировочные шайбы: VMX1238 (0,2 мм), VMX1239 (0,3мм),VMX1171 (0,5мм). • Регулировка зазора между ротором и статором двигателя ВВ. Величина зазора между обмотками статора и магнитом ротора двигателя должна составлять от 0,5 до 0,55 мм. Регулировка осуществляется винтом, расположенным сверху на втулке крепления ведущего вала. • Регулировка по высоте подающей и принимающей направляющих стоек и поста Р5. Регулировка производится с помощью специальной измерительной плиты VFK0191 и приспособления VFK0190, которых обычно нет у ремонтников. Поэтому для грубой регулировки рекомендуется завернуть стойки до предела вниз, а затем вывернуть на два оборота. Высота моста Р5, вытягивающего ленту за прижимной ролик, регулируется с помощью гайки крепления рычага поста. При правильной установке стоек и поста Р5 лента при прохождении по ним не должна иметь изломов или заворотов по всей ширине ленты. НАСТРОЙКА СОВМЕСТИМОСТИ ВМ Настройка производится при воспроизведении тестовой кассеты VFJ8125H3F в сервисном режиме, в котором отключается автотрекинг. Для вхождения в сервисный режим замыкают перемычкой точки ТР SERV и GND. Они обычно находятся над окошком, вырезанным в основной печатной плате, рядом с процессором. Настройка включает в себя: • Точную настройку направляющих стоек. В режиме воспроизведения тестовой кассеты устанавливают трекинг в среднее положение одновременным нажатием кнопок «+» и «-». Контролируя с помощью осциллографа огибающую частотно-модулированного сигнала (RF) на выходе усилителя сигнала видеоголовок, регулируют высоту направляющих (подающей и принимающей) стоек так, чтобы огибающая имела максимально ровную форму. • Регулировку наклона блока магнитных головок (БМГ) (он включает в себя головку стирания звука, а также звуковую и синхроголовку). С помощью винта, расположенного сзади БМГ на планке его крепления, регулируют наклон БМГ так, чтобы лента не имела заворотов на нижней и верхней кромке при прохождении стойки, расположенной между БМГ и ведущим валом. • Регулировку БМГ по высоте. С помощью гайки крепления планки с БМГ регулируют положение БМГ по высоте так, чтобы нижний край ленты совпадал с нижним краем пакета синхроголовки. • Регулировку наклона БМГ по азимуту. Контролируя с помощью осциллографа амплитуду сигнала на аудио-выходе при воспроизведении тестовой кассеты, с помощью винта, расположенного сбоку на пластине крепления БМГ, регулируют наклон БМГ по азимуту так, чтобы амплитуда аудиосигнала была максимальной (частота сигнала 6 кГц). • Регулировку наложения БМГ по горизонтали. Устанавливают трекинг в среднее положение и, контролируя с помощью осциллографа RF-сигнал на выходе усилителя сигнала видеоголовок, регулируют с помощью конусной гайки положение БМГ по горизонтали так, чтобы амплитуда огибающей RF-сигнала была максимальной. НЕИСПРАВНОСТИ МЕХАНИЗМА • Загрязнение программного переключателя. Проявляется чаще всего в том, что после загрузки кассеты происходит самопроизвольная ее выгрузка. Устраняется чисткой или заменой переключателя. • Загрязнение или повреждение направляющих стоек (VXP0863). Проявляется в том, что при заклинивании втулок на стойках натяжение ленты избыточно, и она периодически сползает вверх или вниз. • Износ прижимного ролика. Проявляется в сползании ленты чаще всего вниз и к срыву трекинга. Устраняется только заменой. • Износ фетра на ленте регулятора натяжения ленты (VXZ0267). Проявляется в срыве изображения (особенно при ускоренном воспроизведении), невозможности настроить стоп-кадр. Устраняется заменой. • Загрязнение, износ или поломка шестерен кинематики. Проявляется в остановке механизма в процессе загрузки кассеты и заправки ленты. Устраняется чисткой механизма или заменой неисправных деталей. • Неправильная фазировка механизма. Проявляется в самопроизвольной выгрузке кассеты при ее загрузке или в остановке механизма в процессе загрузки или заправки ленты. Устраняется правильной сборкой механизма. • Неправильная фазировка диска фрикциона. Проявляется иногда в отсутствии перемотки ленты вперед или назад. При этом режим воспроизведения включается нормально. • Неправильная фазировка механизма привода прижимного ролика. Проявляется в отсутствии перемещения ленты при включении режима воспроизведения (ролик не прижат к ведущему валу). Устраняется правильной сборкой. • Поломка вспомогательного рычага заправки ленты (VXL1857). Проявляется в нарушении работы счетчика ленты при перемотке. Устраняется ремонтом рычага или его заменой. • Загрязнение или поломка центральной муфты (VXP0917) или шестерен, передающих вращение на приемный и подающий подкатушечные узлы (VXP1002 и VDG0445). Проявляется в отсутствии подмотки ленты при воспроизведении или при перемотке. Устраняется чисткой или заменой. Источник материала: Журнал "Ремонт электронной техники" 2001г. N-4 Автор статьи Петр Тимошков Вернуться назад |