Чтобы объяснить возвращение лампы в аудио вообще, и car audio - в частности, необходимо сделать небольшой экскурс в схемотехнику. Основная проблема, возникающая перед разработчиком усилителя - линейность, то есть отсутствие искажений формы сигнала. Самый естественный (но отнюдь не самый простой) способ - использовать высоколинейные каскады. Однако в рамках транзисторной схемотехники оказалось более удобным "давить" искажения "кривых" каскадов при помощи глубокой отрицательной обратной связи (ООС). Объективно измеряемые показатели при этом легко довести до требуемых, и большинство разработчиков уже почти четыре десятилетия идут по этому пути. И лишь немногие из них осознают, что при грамотном конструировании необходимо решить еще целый ряд побочных задач. В противном случае звучание усилителя с глубокой ООС станет жестким и безжизненным, несмотря на исчезающе малый коэффициент гармоник. Возможно, именно недостаточно тщательный уровень разработки массовых усилителей послужил причиной того, что ООС обвинили буквально во всех грехах. В эксклюзивных усилителях конструкторы поспешили полностью отказаться от обратной связи, однако небольшие отклонения характеристик комплектующих таких усилителей приводят к тому, что звучание каждого отдельного экземпляра приобретает ярко выраженные индивидуальные признаки. Впрочем, подробное обсуждение этого вопроса уведет нас слишком далеко от основной темы.
Полевые транзисторы давно применяются в усилителях мощности. Основное их достоинство - низкий уровень гармонических и интермодуляционных искажений, что позволяет обойтись неглубокой общей обратной связью. Однако в предварительных каскадах их используют редко. А зря! Их применение позволяет создать простые схемы без общей обратной связи и теплым "ламповым" звучанием. Коэффициент грамоник с неглубокими местными ООС обычно не превышает 0,1...0,3%, гармоники высших порядков отсутствуют.
Большинство предлагаемых схем было разработано "по просьбе трудящихся". Поэтому, кстати, в этом разделе нет рисунков печатных плат - это дело сугубо индивидуальное, зависит от деталей и компоновки в целом. Но платы зависит многое, в том числе и количество "граблей", на которые наступит радиолюбитель при повторении, поэтому все дополнения только приветствуются. Я пока проектирую платы только для конструкций "личного употребления", на все нет времени...
Тылом имеет смысл заниматься только после того, как стабилизируется положение на фронте и будут одержаны важные победы: получена гладкая частотная характеристика фронтальной акустики, сформирована звуковая сцена, решен вопрос с басами. Только после этого можно обращаться к тыловым каналам, ибо роль их в качественной мобильной установке - существенно вторичная.
И еще: сразу оговоримся, что речь пойдет о тыловой акустике, поддерживающей звуковую картину для сидящих на переднем сиденье, а не о системе обслуживания задних пассажиров.
Нравится нам это или нет, но в традиционном виде автомобильная аудиосистема настроена именно на эту часть населения, находящегося на борту. Случай лимузинов и членовозов здесь не рассматривается - там совсем другие критерии и решения.
Эта статья продолжает наш разговор об однотактных усилителях мощности. Как вы видите, схема усилителя почти ничем не отличается от схемы усилителя, опубликованной в моей статье в журнале "Радиолюбитель" №9 за 2003 год.
Автор схемы, А.И.Манаков, построил усилитель на двух пальчиковых лампах 6Н2П и 6П43П. Многие радиолюбители, повторившие этот усилитель, были приятно удивлены его мягким естественным звучанием при относительной простоте схемотехники и невысокой стоимости комплектующих элементов. Однако вопросы, поступающие регулярно после публикации, касаются, в основном, двух вещей: выходной мощности и применяемости ламп с октальным цоколем.
Усилитель выполнен по традиционной схеме с автосмещением на лампах: Выходные - AL5, драйверы - 6Г7, кенотрон - AZ1.
Это разработка где-то конца 80-х. За это время показала себя достойно и универсально, годится как для любителей качественного звука, так и для музыкантов, которым нужна мощность.